Лана Харина
Родительское собрание «Развитие речи старших дошкольников»
Предварительная работа. Съёмка видеофильма с участием детей (часть занятия или развивающая игра). Подбор пословиц и поговорок по теме для оформления зала. Подготовка выставки игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Сообщение воспитателя. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Развитие речи ребёнка в детском саду ведё тся по следующим направлениям:
- формирование звуковой культуры речи;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
Невозможно на одной встрече осветить все эти направления. Поэтому сегодня остановимся только на словарной работе, то есть на планомерном обогащении словаря дошкольников.
Существует множество методов и приёмов, которые мы используем как на занятиях, так и в свободной деятельности для обогащения словаря детей: дидактические, развивающие, настольные игры; подвижные игры с текстом; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок; игровые упражнения; чтение художественной литературы; рассказывание сказок с участием детей; заучивание стихотворений; беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Чтобы вы поняли, как работают на практике эти методы и приёмы, предлагаем посмотреть фильм.
Просмотр фильма и беседа по его содержанию.
Сообщение воспитателя. Что же могут сделать родители для развития словаря своего ребёнка? Ещё раз повторюсь: необходимо как можно больше и чаще беседовать с ним на самые разнообразные темы. Чем больше времени вы будете уделять ребёнку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придётся помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание. По дороге в детский сад предложите ребёнку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т. д.
Дома на кухне спросите у ребёнка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т. д.
Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель - добиться, чтобы ребёнок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.
Игры с родителями.
Все родители сидят вокруг четырёх столов. За каждым столом выбирается «взрослый», который объясняет цель и правила игры. Остальные родители выступают в роли детей. Взрослые по очереди проводят игру.
В конце воспитатель делает обобщение.
Первый стол - игра «Я заметил». Взрослый предлагает каждому ребёнку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имён прилагательных.
Второй стол - игра «Вспомним «вкусные» слова и угостим друг друга». Взрослый и первый ребёнок поочерёдно называют «сладкие» слова, взрослый и второй ребёнок поочерёдно называют «солёные» слова и т. д.
Третий стол - игра «Доскажи словечко».
Взрослый начинает фразу, ребёнок заканчивает. Например: «Ворона каркает, а воробей. Сова летает, а заяц.»
Четвёртый стол - игра «Давай искать слова на кухне». Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: «Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова можно найти в кухонном шкафу?»
Знакомство родителей с выставкой игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников.
Воспитатель рассказывает о представленных играх и пособиях. Подчёркивает, что родители должны не только знакомить ребёнка с правилами игры и усложнять их по мере усвоения, но и играть вместе с ним.
Представление творческой игры «Я дарю тебе словечко».
Воспитатель предлагает ввести в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель игры - увеличить словарный запас ребёнка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребёнку новое для него слово, называют это слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят. Воспитатель записывает каждое слово на карточке, а на обратной стороне - имя того, кто его принёс. Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпаются в шляпу, дети поочерёдно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, ребёнок объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант игры: воспитатель поочерёдно достаёт карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребёнок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Для родителей вывешивается экран с теми словами, которые дети принесли из дома. Подводятся итоги собрания.
Литература
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Сомкова 0. Развиваем речь детей. - Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.
Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. : ТЦ «Сфера», 2005.