Юля Сокур
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие графомоторных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Развитие графо-моторных навыков»
Цель: познакомить родителей с понятием «графо-моторные навыки», рассмотреть основные сложности и особенности данного вида деятельности детей
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Развитие графомоторных навыков“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Прописи детей, листы с распечатанными заданиями, карандаши. Памятки «Как научить ребенка правильно держать карандаш»
Ход собрания:
1. Непосредственно перед началом собрания воспитатели родителям раздают прописи ребенка по подготовке к обучению грамоте (5 -10 минут для самостоятельного ознакомления родителей с прописями).
В: Здравствуйте уважаемые родители! Мы сегодня собрались для того чтобы обсудить вместе с вами один из важных вопросов – 2. Формирование и развитие графо-моторных навыков (навыков письма).
В школе на первом этапе многие дети как правило испытываю затруднения с письмом. У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, ребенок не укладывается в общий темп, не получается написание букв. Эти затруднения усиливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики руки. Ребенку помимо усвоения новой информации приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. У вас есть возможность оценить графо моторные навыки вашего ребенка, перед вами прописи по которым мы занимаемся с сентября.
Письмо это сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. У нас идет процесс подготовки к обучению письму. В детском саду мы говорим о развитии и формировании графо моторных навыковГрафомоторные навыки включают в себя :
1. Мелкая мускулатура пальцев: упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез: упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование: занятия по штриховке по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур, задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры, упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика : задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников.
1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).
2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.
3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди.
4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям:
• Работа с трафаретами.
• Штриховки, раскрашивание.
• Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами.
• Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.
• Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр. Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.
В старшем дошкольном возрасте развитие графо моторных навыков включает в себя :
1. Развитие «ручной умелости», мелкой моторики
Мелкая моторика пальцев рук – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Если у детей слабо развиты мышцы пальцев рук, у детей будут трудности с письмом в школе, поэтому пальцы рук нужно тренировать, развивать силу, точность движений и выносливость мышц кисти и пальцев.
Важно уточнить, что развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому детям так важны разнообразные физические упражнения и занятия физической культурой.
Кроме того, необходимо ограничить детей в использовании фломастеров при рисовании, так как, в отличие от карандашей, они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши, восковые мелки. В развитии мелкой моторики пальцев рук у детей довольно большую роль играет повседневная деятельность. Так, для развития мелкой моторики пальцев рук летом можно использовать посильный труд: сбор ягод, выпалывание сорняков на цветочной клумбе и другие несложные трудовые поручения, прививающие детям навыки труда.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и дома. Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира: предметы, животные, люди, их деятельность, природа.
В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, у них активизируются мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, точность, координация, умение управлять своими пальцами, концентрироваться на одном виде деятельности.
Выполнение разнообразных практических дел, лепка из глины или пластилина, теста, поделки из различных материалов, конструирование, в процессе развивается точность движений руки, аккуратность, внимание, сосредоточенность. Конструиррование. Подчеркну: чем больше дети занимаются лепкой тем увереннее и скоординированнее становятся движения пальцев
Сформированность мелкой моторики ребёнка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка
2. Развитие пространственной ориентации детей, на листе бумаги в клетку. Работа с клеткой очень важна перед началом школьного обучения. Ребенок должен ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, середина, левая и правая стороны. а также в общих направлениях. Проводятся упражнения для ознакомления детей с такими понятиями как «строка», «верхняя строка», «нижняя строка», «нижний правый угол» и т. д. Дети путают правую, левую руку.
3. Развитие чувства ритма, умения согласовывать темп, ритм движений, слово и жест. (Пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи сопровождаемые движениями)
4. Развитие изобразительных и графических умений детей В рисовании ребенок привыкает к правильному положению карандаша, положительное влияние на подготовку руку к письму оказывает раскрашивание (не выходя за контур, ровно и тщательно) Штриховка, обводка по контуру, работа по трафаретам, дорисовывание недостающих деталей, задания на развитие умений рисовать узоры, графические элементы. Узор по клеточкам, узор по точкам…
Подводя итоги вышесказанному хочу отметить что развитие графо моторных навыков происходит не только на занятии, но и в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.
Выполнение графических упражнений - Графический диктант. Мастер-класс для родителей. Что это такое напомним.
Для начала пальчиковая гимнастика. Графический диктант «Жираф»
Затем берем карандаши, берем листочки и слушая воспитателя выполняем упражнения.
В: У кого получилось? Хорошо
А тем у кого не сложился рисунок обсуждаем где были допущены ошибки.
Для подготовки к школе важно чтобы ребенок мог ориентироваться на листе бумаги, по клеточкам на слух.