Галина Веселова
Нетрадиционное родительское собрание «Путешествие в страну сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нетрадиционного родительского собрания в младшей группе «Путешествие в страну Сенсорики»
Воспитатель младшей группы Веселова Г. Т.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Нетрадиционное родительское собрание „Путешествие в страну сенсорики“» размещена в разделах
Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленные на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: музыкальный зал.
1. Подготовительный этап:
- изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию;
- подборка и оформление рекомендаций по теме собрания;
- проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников»;
2. Организационный этап:
- оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия);
- подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
План проведения:
1. Вступительный этап:
- введение в проблему;
- создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
- игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3. Подведение итогов собрания :
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительный этап:
Добрый день, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашей встречи сегодня «Сенсорное воспитание детей младшей группы».
Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
К сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же, необходимо находить время для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня я хочу поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые я советую играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Многие из вас даже не знают, что такое сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На четвертом году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.
Создание проблемной ситуации
Итак, перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке ощущений». Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руку в мешочик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения
Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.
Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с дидактическими играми и пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А проведенный мастер-класс научит вас изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике.
2. Основная часть:
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!
Паровоз давно нас ждет,
В страну Сенсорику везёт!
(Едет паровозик, поет песенку)
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает?
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет) (выставляются человечки соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет. (красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)добавить голубой и розовый
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции - цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать
Пальчиковая игра «Пальчики работают» (Выполнять одновременно двумя руками)
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
(Поднять большой палец, пошевелить им.)
Указательный с порога указал ему дорогу. (Выставить указательные пальцы вперед)
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки. (Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)
Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (Постучать мизинцем по коленям)
Игра 1. «Разноцветные флажки» - это игра, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры:
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает: красный флажок – поднять руки вверх;
желтый флажок – хлопнуть в ладоши;
зеленый флажок – взяться за руки;
синий флажок – топнуть.
Игра 2. «Собери снеговика на прогулку»
Цель игры: учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
«Снеговики собираются гулять, но на улице холодно, их необходимо собрать на прогулку : одеть шляпки и шарфики в соответствии с пуговицами на их шубках».
(Дети одевают шляпы и шарфы снеговикам в соответствии с пуговицами, называя при этом их цвет: «Зеленый, желтый,.»)
-Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в мешочке ощущений и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. (паровозик едет дальше) -Как же называется эта станция, давайте угадаем? Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг) (выставляются соответствующие фигуры) Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра 1. «Волшебный мешочек»
Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Игра 2. «Прятки». Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого дети должны определить, какая фигура «спряталась».
Игра 3. «Определи форму». Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
-Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы и маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу (паровозик едет). Едем дальше!
Физкультминутка
Нарисуем желтый круг, (вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг – (руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы) Пусть на белом свете Ярче солнце светит!
На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты, Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку) Их теплом согреет (руки в «замок»).
(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)
-Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!
Время ручки отмывать: (родители моют руки, вытирают; звучит мелодия)
-Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровозик снова зовёт нас в путь.
Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные своими руками. Наша задача научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют. Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую я вам подготовила.
-А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру «Собери пирамидку». Она изготавливается быстро и не требует особых усилий. И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство»)
3. Подведение итогов собрания :
–Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Мешок ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки).
-Как вы думаете, что это? (Родители предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает МУЛЯЖ АПЕЛЬСИНА.
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Пусть подготовленные памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.
Наше путешествие подошло к концу. Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.