Полякова Валентина
Родительское собрание в подготовительной группе «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Родительское собрание в подготовительной группе
ТЕМА: «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
Подготовила и провела Полякова В. А.
Время проведения: 27.04. 2018.
Форма проведения: практикум, диспут.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Семья на пороге школьной жизни ребенка“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.
Задачи:
Выявить наиболее актуальные точки зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни.
1. Сформировать понятие родителей о психологической готовности ребенка к обучению в школе.
2. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе.
3. Познакомить с правилами для родителей первоклассника.
Состав родительского собрания : заведующий ДОУ, зам. заведующего, воспитатели, родители, дети.
План проведения:
1. Вступительное слово (введение в проблему).
2. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери»
3. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
4. Педагогический всеобуч «Психологическая готовность ребенка к школе».
5. Игровое упражнение «Желаемый портрет ученика».
6. Интервьюирование детей предшкольного возраста с целью определения характера детских переживаний: «Хочу ли я в школу?» (просмотр видеозаписи).
7. Анализ стереотипов родительского поведения.
8. Подведение итогов родительского собрания, принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1) Информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. 2) Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что должен уметь ребенок к 1 сентября». Памятка «Рекомендации родителям». Памятка «Мудрые советы» Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
3.) Интервьюирование детей «Хочу ли я в школу?» (видеозапись).
4.) Оформление выставки литературы и дидактических пособий и игр по подготовке детей к школе.
5.) Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
II. Вступительное слово ведущего.
«Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу Вас поздравить с переходом в подготовительную к школе группу».
Этот год пролетит очень быстро, и наши дети отправятся в первый класс. А наша с вами задача – помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
III. Этап проведения практикума.
Ведущий. Тема родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребенка» выбрана не случайно. В чем видится каждому из Вас проблема дискуссии на данную тему?
(Высказывание родителей).
Предлагаю родителям выполнить задание : определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать и обосновать (по желанию) свой выбор.
На столах лежат:
- черная полоска – сильное беспокойство;
- синяя полоска - умеренное беспокойство;
-красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.
Как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
(Высказывания родителей)
Обратите внимание – на нашем экране помещена информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье
2. Развитый интеллект ребенка
3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность
5. Умение ребенка считать и читать
6. Аккуратность и дисциплинированность
7. Хорошая память и внимание
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости (Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению. По итогам выполненного задания организовать короткий диспут с участием родителей и педагогов).
Динамическая пауза:
• Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые соблюдают режим дня дома.
• Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят сладкое и ходят с детьми в кафе полакомиться.
• Выходят в круг и делают пружинку те родители, которые любят путешествовать с детьми, посещают музеи, выставки, достопримечательности города, прогулки на природу, занимаются спортом.
• Выходят в круг те родители, которые сами участвуют вместе с детьми в конкурсах.
• Выходят в круг те родители, которые приучают детей к самостоятельной, вместе трудятся с детьми, дают детям посильные поручения.
• Выходят в круг те родители, которые занимаются с детьми дома, играют в развивающие игры, посещают кружки.
IV. Этап педагогического всеобуча.
Современная специальная литература дает нам множество советов- как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму и т. д. К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить считать, писать, читать. Но мне кажется уместно поговорить сегодня не только об интеллектуальной, но и о душевной психологической готовности ребенка к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Год за годом все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы хорошо учиться, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности.
Поэтому, чтобы не случилось такого, родители должны готовить детей к тому, что учеба – это большой труд. Но не запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы». Или рассказать, что учеба – это интересное, но ответственное занятие.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое интересное дело- с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстникам без поддержки и защиты родителей.
- Я хочу задать вопрос вам, дорогие родители : как вы думаете, что же должен уметь ребенок к 1 сентября? (ответ родителей, обобщение их).
1. Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.
2. Очень важно приучить ребенка к гигиене : не только обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.
3. Научить ребенка убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
4. Кроме того, ребенок должен понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, рекомендуется перед школой посещать курсы для будущих первоклассников, где ребята знакомятся с учительницей. Им надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо и «пожалуйста».
До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит окружающий мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Помните, ребенок, отлично подготовленный к школе не только хорошо учится, но и хорошо общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими успехами. Подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное, системность, постоянство и терпение.
Игровое упражнение «Желаемый портрет ученика»
(Предлагается родителям по цепочке передавать мяч и называть качества, которыми должен обладать будущий первоклассник).
V. Интервьюирование детей.
Воспитатель включает видеозапись. Сейчас я предлагаю Вам послушать ответы детей на следующие важные вопросы «Хочу ли я в школу?»
1) Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?
2) Как по-твоему, для чего нужно учиться в школе? Чему учат в школе?
3) Чем ты больше всего любишь заниматься дома, в детском саду?
4) Какие правила, по-твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?
5) Нравится тебе или не нравится, когда приходится выполнять какое-нибудь трудное задание (например – мастерить новую игрушку, рисовать, решать трудную задачу?
6) Почему нравится или не нравится?
7) Как ты думаешь, какого первоклассника можно назвать хорошим учеником?
Обсуждение с родителями видеозаписи.
VI. Продолжение практикума.
Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе, это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка.
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. На экране написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. (слайд №8) Попробуем предугадать каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, и какие чувства и переживания могут возникнуть?
«Вот пойдешь в школу, там тебе….», «Ты, наверное, будешь двоечником!» (могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (у ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).
Ведущий. Не надо заставлять ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых.
Нашу встречу хочется закончить мудрыми словами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
Мудрые советы.
Подготовим ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общения
• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
• Попросили- дай, пытаются отнять – старайся защититься.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай.
• Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
VII. Подведение итогов родительского собрания.
В заключении собрания используется прием – Рука взаимопомощи «Семья».
Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы взять с собой в будущее из полученных на родительском собрании знаний, умений и навыков.
Проект решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке тетей к школе.
2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п).
3. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
4. Оформить в предметно-развивающей среде группы «Уголок будущего школьника».
5. Играть с детьми в развивающие игры дома, направленные на подготовку.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Показатели Самоанализ
Соответствие проведения мероприятия плану работы Родительское собрание проведено в апреле месяце в соответствии с планом работы с родителями на 2017-2018 уч. год.
Уровень организации к проведению мероприятия Мероприятие было заранее подготовлено.
Информация для сообщения родителям подобрана на основе современных методических и программных материалов по проблеме готовности ребенка старшего дошкольного возраста в обучению в школе.
Заранее подготовлена компьютерная презентация, которая использовалась на протяжении всего собрания.
Уровень заинтересованности родителей предложенной темой Родители темой собрания были заинтересованы, т. к. все поставлены перед проблемой: в сентябре ребенок пойдет в школу. Интерес родителей к мероприятию определен актуальностью рассматриваемой проблемы: дети подготовительной группы – завтрашние первоклассники, которые должны быть подготовлены к школьному обучению.
Информация о теме и времени проведения собрания за 1 неделю до его начала была помещена в родительском уголке.
О заинтересованности родителей темой собрания говорят следующие факты:
1. Они активно включались в беседу по всем предлагаемым вопросам.
2. Внимательное слушали сообщения педагога, особенное повышение внимания было отмечено при информировании родителей о результатах интервьюирования детей.
3. Родители активно включались в дискуссию, убедительными были высказывания родителей, уже прошедших через опыт «первоклассник в семье» с более старшими детьми.
Интерес родителей подготовки к мероприятию : Использование на собрании различных активных форм работы с родителями позволило нам решить поставленные цель и задачи, а родителям разобраться в проблеме готовности детей к школьному обучению детей и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на правильное развитие и воспитание детей в этом направлении.
На собрании имела место достаточно большая активность родителей, возросший интерес к поставленной теме, продуктивный диалог родителей с педагогом. Найден контакт с родителями.
Собрание способствовало упрочению коллектива единомышленников (родители – воспитатели, ориентированных на совместную деятельность по подготовке детей к школе.
Таким образом, цели и задачи реализованы полностью.
Четкость организации проведения мероприятия:
общее время проведения;
регламент выступлений. Собрание проведено в соответствии с заранее разработанным планом.
Общее время проведения – 1 час 15 минут.
Регламент выступлений – соблюдался.