Евгения Соловьева
Родительское собрание педагога-психолога «Я -хороший родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение самооценки родителей и определение круга проблем во взаимоотношениях детей и родителей; нахождение способов разрешения конфликтов.
Оборудование: тесты для родителей.
Ход родительского собрания
1. Ознакомление с целями групповых занятий
2. Знакомство участников
Публикация «Родительское собрание педагога-психолога „Я -хороший родитель“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: знакомство участников между собой, создание доброжелательной атмосферы. Прежде всего родители поочередно называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они так его назвали. Некоторые родители могут и не вспомнить, почему они так назвали своего ребенка. Необходимо успокоить, говоря, что, возможно, это было спонтанное решение, поэтому и не запомнилось.
После знакомства родители дают ответы на следующие вопросы:
1. Как проявляются способности Вашего ребенка?
2. Как именно вы помогаете развивать способности Вашего ребенка?
3. Каким образом между родителями происходит обмен опытом воспитания ребенка в семье.
3. Диагностика на выявление отношений родителей с ребенком, то есть на психологическую совместимость родителей и ребенка.
Модели отношений с детьми:
1. Вы с ребенком не зависите друг от друга и не близки. Это беспокоит, стоит задуматься над поисками путей сближения.
2. Вы, не зависящие друг от друга, не очень близкие, но контактируете, есть что-то общее. Это уже лучше.
3. Вместе вы как личности очень близки, но не зависящие.
4. Вы ближе, чем в модели 3. Это хорошие отношения.
5. Вы близки, как одно целое «мы». Это очень хорошие отношения.
6. Одна личность полностью поглощена другой личностью. Для проявления своего «Я» ребенка не остается места. Это ситуация давления.
Речевой тест: «Какие вы родители?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто используете в общении с детьми:
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй, пожалуйста, как мне поступить в этой ситуации?
3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
4. В кого ты такой (а) удался (лась?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похожа (ий)
7. Ты моя опора и помощница!
8. Ну что у тебя за друзья?
9. Про что ты только думаешь?
10. Какой (ая) ты у меня умный (ая)
11. А как ты считаешь, сынок (дочка?
12. У всех дети как дети, а ты?
13. Какой ты у меня сообразительный!
Анализ полученной тестом информации.
Ответы с положительным значением: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 12-2 балла 3, 5, 7, 10, 11, 13 - 1 балл
7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения с ребенком положительно влияют на становление его личности.
10-12 баллов - вам необходимо быть внимательнее в отношении с ребенком. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет не заменит вашей любви. Развитие ребенка зависит скорее от случайных обстоятельств, чем от вас.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что делаете неправильно. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ребенку больше внимания, учитывать его запросы и интересы.
Информационная часть «Способы разрешения конфликтов»
Цель: формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.
Психолог: Обычно родители воспринимают конфликтные ситуации, когда они чем-то недовольны или ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон, воздействие отрицательных эмоций, выражение неприязни друг к другу. (Психолог просит родителей привести примеры конфликтов, которые были у них с ребенком, а затем проанализировать причины, мотивы и результаты этих ситуаций.)
Психолог: В любом конфликте каждая сторона желает получить победу, часто любыми путями, даже если страдают личные интересы. На примере разделения яблока, родителям необходимо показать, как происходит разрешение конфликтов. Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие результаты этого действия:
1. Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс, но страдают обе стороны, поскольку каждый хотел получить целое яблоко.
2. Яблоко получает соперник, в этом случае одна сторона обделяет себя.
3. Яблоко оставляет себе, что обделяет интересы соперника.)
Психолог: В двух последних случаях конфликт не решается, поскольку могут быть негативные последствия. Компромиссное решение приводит к обделению обеих сторон, но конфликт все же решается.
Существует еще четвертый вариант - нахождение других способов решения.
На примере разделения яблока можно рассмотреть любую конфликтную ситуацию. Главное - осознать, что хотите в этой ситуации вы и ваш соперник, обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.
Родителям также можно предложить поделиться своим опытом относительно того, как ведет себя ребенок, когда они ссорятся между собой.
Упражнение «Почему я хороший родитель»
Цель: повышение самооценки роли родителя.
Родителям по кругу предлагается продолжить предложение «Я – хороший (ая) отец, (мать) потому что.» При возникновении трудностей у родителей, следует помочь им найти в себе положительные родительские черты.
(Психолог подводит итоги, благодарит всех за плодотворную работу.)