елена якина
Родительское собрание «Нетрадиционные формы изодеятельности»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе нетрадиционных форм изодеятельности; создать условия для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогом.
Задачи:
привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;
показать на практике родителям как можно использовать нетрадиционные формы работы по изодеятельности с детьми в домашних условиях;
Публикация «Родительское собрание „Нетрадиционные формы изодеятельности“» размещена в разделах
выработать единое решение по теме собрания.
Форма работы : семинар-практикум
Мотивация:
- Ваши дети приготовили для Вас замечательную выставку и хотели бы, чтобы Вы это оценили.
Структура собрания :
1. Предварительный этап
Анкетирование родителей (приложение №1)
Выставка работ детей «Нетрадиционные техники в изодеятельности».
2. Организационный этап
3. Вступительная часть
4. Мастер-класс
5. Заключительная часть
Ход мероприятия:
1. Разминка. Коммуникативная игра «Поздоровайтесь». (Приложение №2).
2. Вступительное слово педагога по теме собрания.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
Использование нетрадиционных форм изодеятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобретательной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобретательная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только обходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке.
Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• формируются навыки контроля и самоконтроля;
• расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;
• развивается воображение, мышление, речь.
К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
Дома Вы заполнили анкету и определили уровень знаний в области нетрадиционных техник изодеятельности. Я проанализировала Ваши результаты и сейчас их озвучу (анализ анкет).
4. Мастер-класс
Я предлагаю сделать несколько работ с использованием следующих техник:
Рисование методом тычка.
Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти.
Аппликация из салфеток.
Техника применяется с 3 лет. Из салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.
Аппликация из ваты.
Техника применяется с 4 лет. Из ваты скатываются небольшие шарики, жгутики и приклеиваются на лист картона или вата приклеивается равномерным слоем на изображение.
Аппликация из жгутиков.
Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.
Аппликация с использованием круп и семян.
Техника применяется с 3 лет. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.) или семенами. Крупные семена (горох, фасоль, бобы) лучше вдавливать в нанесённый на изображение слой пластилина.
Пластилиновая живопись.
Техника применяется с 5 лет. Небольшие кусочки пластилина наносятся на основу и растираются в нужном направлении.
5. Заключительная часть.
Решение:
1. Информацию,полученную на собрании принять к сведению.
2. Применить знания,полученные на семинаре-практикуме,в домашних условиях с ребенком.
3. Работы,выполненные с детьми дома,принести в группу и оформить выставку»Наше семейное творчество».
4. Продолжить изучать самостоятельно нетрадиционные техники изодеятельности. Поделиться знаниями с другими родителями на следующем родительском собрании.
Рефлексия:
1. Родители узнали о нетрадиционных формах и техниках изодеятельности;
2. Родители применили свои знания на практике;
3. Родители оценили эффективность собрания.
Приложение №1.
Анкета для родителей.
1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ.
2. Чем ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги или чем-то другим?)
3. Какими изобразительными материалами любит пользоваться Ваш ребенок (карандашами, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами, пластилином, глиной и т. д.)
4. Какие темы наиболее часто изображает ребенок?
5. Как используются детские работы: собираются, устраиваются выставки, периодически рассматриваете с ребенком или другое?
6. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?
7. Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?
8. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?
9. Имеются ли дома произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство? К какому виду проявляет ребенок интерес?
10. Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?
11. Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?
Приложение №2.
Коммуникативная игра «Поздоровайтесь». (Под музыку)
Мы идем в круг, круг,
(Образуют два круга, идут по кругу в разных направлениях, навстречу друг другу)
Каблуками тук, тук,
(Топают правой ногой)
Покружились, покружились,
(Кружатся вокруг себя)
А потом остановились.
(Останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу)
Вот и поздоровались,
(Наклон головой вперед)
Здравствуйте! (Протягивают друг другу руку, здороваются)