Евгения
Конспект родительского собрания «Наказание без унижений»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор - Демидова Евгения Владимировна, воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 138»
Родительское собрание «Наказание без унижений»
Цель:
Привлечение внимания родителей к актуальной проблеме жестокого обращения в отношении детей.
Задачи:
• Познакомить родителей с педагогическими требованиями применения поощрений и наказаний.
Публикация «Конспект родительского собрания „Наказание без унижений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Убедить родителей в необходимости проявлений безусловной родительской любви.
• Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: воспитатель, родители.
Подготовительная работа: анкетирование родителей (Приложение №1,
Интервью с детьми для выявления видов наказания со стороны родителей, мультимедийное сопровождение «Деловая игра «Наказание без унижений», изготовление буклетов «Памятка для родителей» (Приложение №2).
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Игра «Будь добрее».
3. Анализ итогов анкетирования родителей.
4. Упражнение «Измятое лицо».
5. Интерактивная игра-ситуация «Наказание без унижений».
6. Итог мероприятия.
Ход собрания:
1. Вступительное слово
Уважаемые родители, мы очень рады приветствовать вас. Наша встреча носит название «Наказание без унижений». Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Сегодня мы поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, о проблеме применения наказаний.
Надеюсь, что разговор наш будет откровенным, доверительным, ведь только тогда от него будет и радость общения и польза. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на такой разговор.
2. Игра «Будь добрее»
Родители берутся за руки и передают свои пожелания по цепочке.
3. Анализ итогов анкетирования родителей
Цель: Определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании. Активизация родительского внимания к теме собрания.
Воспитатель: Уважаемые папы и мамы! Проанализировав ваши анкеты, хочу отметить, что вы много внимания уделяете своим детям, часто хвалите, радуетесь с ними за их достижения.
После интервью с детьми мы выяснили, что многие из вас, все-таки используют и прибегают к физическим наказаниям, употребляют при наказании громкий, грозный голос.
У большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливается боязнь неудачи. Недопустимы даже в критических ситуациях грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.
4. Упражнение «Измятое лицо»
Цель: Показать, что все обиды, как внезапно возникшие, так и накапливаемые, оставляют «шрам» в душе ребёнка.
Родители становятся в круг. Воспитатель предлагает белый лист А4 овальной формы. Каждый родитель, передавая лист, называет те слова, которыми чаще всего обижает ребенка, сжимая этот лист - «Лицо». В конце шаблон разглаживается. Педагог обращает внимание на смятые линии «шрамы», которые могут оставаться в душе ребенка.
Воспитатель: Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, часто использующие моральные и физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.
6. Интерактивная игра-ситуация «Наказание без унижений»
с использованием мультимедийной презентации.
Воспитатель: Давайте вместе с вами рассмотрим примеры некоторых ситуаций, которые чаще всего встречаются в жизни. Постараемся найти на них правильное решение.
Слайд 1. Ребенок не хочет заниматься. Выберите нужный ответ
Слайд 2. Ребенок не хочет ложиться спать вечером.
Слайд 3. Ребенок требует игрушки в магазине.
Слайд 4. Ребенок капризничает по утрам, не хочет вставать.
Слайд 5. Ребенок дерется.
Слайд 6. Ребенок не убирает игрушки.
Слайд 7. Плохое поведение, грубые слова в адрес родителей.
Слайд 8. «Ромашка бесконфликтного общения».
Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Итог: Вот и подошла к концу наша встреча.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите. Если Вы находитесь здесь, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет – это все на втором плане. Главное – что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе.
Спасибо и до новых встреч!
Приложение 1
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию : «Наказание без унижений», которое состоится___, прошу Вас заполнить анкету. Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Ваши искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора. Благодарю за сотрудничество.
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т. д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Приложение 2.
Памятка для родителей
Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. В отсутствии родителей, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.
• Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
• Как можно больше времени проводите со своей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
• Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
• Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
• Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
• Не заставляйте ребё нка доверять свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.
• Доверять вам будут, если вы будите не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
• Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома
• Чтобы избежать агрессивного поведения и возникновения конфликтов, необходимо соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
• С детьми стоит разговаривать спокойно, необходимо описывать им свои чувства.
• Ни в коем случае нельзя прибегать к крику (крик всегда раздражает и пугает детей). Крик говорит о бессилии и невозможности справиться с ситуацией (и ребенок это прекрасно осознает).
• Нельзя унижать и обзывать ребенка.
• Стоит научиться слушать детей, интересоваться их чувствами.
• «Нет», значит «нет». Необходимо четко объяснить ребенку причину отказа и отстаивать свою позицию.
• Стоит научиться говорить «нет» твердо и спокойно. Без эмоций.
• Если ребенок пытается манипулировать, необходимо просто перестать с ним разговаривать, при этом оставаться спокойным.
• Самое главное – терпение! Именно в терпении заключается мудрость и проявляется любовь к ребенку.
• Необходимо наказывать только в том случае, когда ребенок совершил поступок осознанно, намеренно, понимая, что этого делать нельзя.
• Наказание должно быть справедливым, своевременным и соизмеримым с поступком.
• НЕДОПУСТИМО использование физических наказаний!
• Наказания не должны быть частыми, становиться повседневностью, иначе, привыкнув, ребенок перестанет воспринимать их всерьез.
• Стоит порицать поступок, а не ребенка.
• Нельзя наказывать всех детей за проступок одного.
• Если есть сомнения в справедливости наказания, в таком случае не стоит наказывать ребенка!
• Наказывая ребенка, взрослые забывают о поощрении! А это гораздо эффективнее, чем наказание. Необходимо поощрять и хвалить ребенка каждый раз, когда он хорошо себя ведет.
Вы никогда не должны забывать, что ребенок учится делать те вещи, которым Вы его учите!
• Если дети живут во враждебности, они учатся биться.
• Если дети живут со страхом, они учатся бояться.
• Если дети живут с насмешкой, они учатся быть боязливыми.
• Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.
• Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.
• Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.
• Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.
• Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.
• Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать.
• Если дети живут в дружелюбии, они учатся понимать, что мир прекрасен.