Елена Николаевна Василатий
Родительское собрание «Проблемное поведение и его коррекция у детей с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Цель: обсудить с родителями причины плохого и нежелательного поведения детей.
Задачи:
1. Определить уровень поведения воспитанников Центра, используя свои наблюдения и беседы с родителями.
2. Помочь родителям понять причины проблемного поведения и корректировать нежелательное поведение детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины проблемного поведения.
Публикация «Родительское собрание „Проблемное поведение и его коррекция у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Обсуждение ситуаций проблемного поведения детей, варианты конструктивного реагирования на различные варианты проблемного поведения.
3. Пути преодоления проблемного поведения.
Актуальность темы.
При индивидуальном общении с родителями, ежедневной работы и наблюдения специалистами Центра за поведением детей, выяснилось, что только сообща можно решить проблемное поведение и правильно корректировать ее.
Форма проведения: круглый стол.
Ход собрания
1. Организационный момент
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики.
Всем участникам предлагается выполнить упражнение “Снежинка”.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.
Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.
Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
- А сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
- Нашли? Участники отвечают, что они не нашли.
- А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Дети, как и взрослые, все разные. Спокойные и беспокойные, мягкие и упрямые, послушные и непослушные. Если ребенок не слушается, как с этим бороться?
Сегодня мы поговорим о проблемном поведении, которое поддерживается избеганием. Как следует из названия, это поведение, к которому мы прибегаем, чтобы чего-то избежать. Чего же мы можем избегать, спросите вы?
2. Обсуждение : Что такое проблемное поведение?
(Презентация, показ слайдов)
Это поведение, проявление которого препятствуют общению с ребенком и способствующее социальной дезадаптации (погружению в себя, причинению физического вреда себе и окружающим).
3. Виды и функции проблемного поведения (обсуждение ситуаций)
4. Практические упражнения. Купирование агрессии, самоагрессии.
5. Рекомендуемые направления работы.
Определенные ощущения/факторы в окружающей среде. Некоторые занятия или места вызывают слишком большую перегрузку у детей с аутизмом : слишком шумные помещения, мерцающее флуоресцентное освещение или чрезмерная активность могут быть крайне неприятны некоторым детям с аутизмом.
Многие дети (как с аутизмом, так и без него) начинают вести себя плохо, чтобы освободиться от работы. Такое поведение может продолжаться очень долго, и знаете почему? Потому что это действует! Когда ребенок плохо ведет себя в группе и его отправляют на «таймаут», либо педагог читает ему нотации, отпускает на перемену — работать в группе ему больше не надо! Он получил именно то, что хотел: избегание задания! Так что поверьте, плохое поведение не прекратится! Но мы-то с вами понимаем, что ребенку надо заниматься, так что нам приходится думать о том, как избавиться от такого поведения и все-таки приступить к работе.
Ниже — несколько стратегий, которые могут помочь.
Доступ к перерывам
Есть много способов предоставления доступа к перерыву. Вы можете просто предоставлять ребенку регулярные, ничем не обусловленные перерывы в работе, независимо от того, что ребенок делает. Идея здесь в том, что если ребенок и так получает регулярные перерывы, то он не будет плохо себя вести, чтобы получить перерыв. Либо вы можете использовать визуальный таймер, чтобы ребенок видел, когда он сможет пойти на перерыв.
Научить ребенка просить перерыв
Некоторые дети с аутизмом могут просто не уметь попросить о перерыве! Вы можете использовать социальную историю, устную подсказку («Ты можешь сказать: „Я хочу перерыв“, и у тебя будет перерыв») или сценарий (распечатанный текст с просьбой о перерыве). Неговорящие дети могут воспользоваться карточкой «Перерыв». Когда вы начинаете использовать этот метод, предоставляйте ребенку перерыв каждый раз, когда он о нем просит! Знаю-знаю, звучит безумно! Однако вам нужно сначала отработать этот навык и только потом начинать ограничивать его — определять, сколько раз можно попросить перерыв в течение дня.
Вы можете сделать несколько карточек «перерыв». Когда ребенок дает вам карточку, он получает перерыв. Как только он использовал все карточки «Мне нужен перерыв», то все, больше перерыв не предоставляется. Постепенно количество карточек можно уменьшать.
Упрощение заданий
Возможно, задания слишком сложны для ребенка? Попробуйте сделать их проще и постепенно усложняйте.
Сокращение времени занятий
Пусть ребенок занимается меньше времени до перерыва. Вы можете сделать занятия чаще, просто короче!
Предоставляйте задания медленнее
Стараетесь использовать с пользой каждую минуту занятия. Ведь нам еще над стольким надо работать, и мне никак не удается сделать все! Порою я виновна в том, что закидываю детей слишком большим количеством заданий слишком быстро. Мы только-только разделались с одним заданием, и тут БАМ — уже надо делать второе. У некоторых детей это может вызывать перегрузку. Подумайте о том, чтобы снизить скорость, с которой вы даете новые задания.
Позвольте ребенку выбирать задания или порядок их выполнения
Это очень простая и эффективная стратегия: спросите ребенка, над какими заданиями ему самому хотелось бы работать. Или вы можете попросить его выбрать порядок выполнения заданий. Покажи, над чем ты хочешь работать сначала. Когда я так поступаю, то часто наблюдаю резкое снижение нежелательного поведения! И это логично, разве вы сами не предпочитаете решать, когда и что делать? Мне самой обычно нравится сначала разделаться с неприятными делами (ох… стирка, а в другой раз я оттягиваю неизбежное и сначала занимаюсь тем, что мне нравится.
Снижение требований
Некоторые дети просто избегают любых требований. Им бывает трудно выполнять чужие инструкции. С такими детьми начинайте с самых маленьких задач. Сегодня предоставляйте поощрение за то, что он сверяется со своим расписанием. Завтра предоставляйте поощрение за то, что он сидит за партой одну минуту. Затем предоставляйте поощрение за то, что открыл и достал рабочую тетрадь. Затем поощрение за первое задание на первой странице. ну, вы поняли. Такой очень постепенный процесс — это очень хороший способ дойти до выполнения всех задач полностью. Это очень эффективный подход для детей с большим количеством видов проблемного поведения, которым еще далеко до того, чтобы выполнить все задания.
Легко, легко, легко, трудно
Начните с нескольких совсем простых заданий, а затем дайте сложное задание. Например, для ученика, которому сложно вокализировать/имитировать слова, вы быстро говорите: «Покажи нос, похлопай в ладоши, сделай так (положить руки на голову по имитации, скажи „привет“». Ребенок так «увлекается» выполнением простых просьб, что выполняет сложную просьбу.
Перерывы за выполнение работы.
Предоставляйте перерывы за выполнение определенных задач.
Меньше работы за выполнение заданий
Если ты сделаешь два листа с заданиями, тебе не придется работать над оставшимися заданиями. Детей можно мотивировать на работу, если они знают, что так они освободятся от другой работы!
Визуальная поддержка, которая показывает объем работы
Очень успешный метод — показывать ребенку, сколько работы ему предстоит сделать, с помощью расписания или визуальных подсказок. Иногда дети расстраиваются, потому что они не могут понять на слух, какая работа им предстоит. Неопределенность может сильно выводить их из себя. Представьте, что в конце вашего рабочего дня вы уже готовы пойти домой и тут к вам приходит директор и говорит, что вы должны поработать еще пять часов. Насколько сильно вы разозлитесь? Подумайте о том, чтобы составить визуальное расписание, которое показывает, сколько еще надо сделать.
Сверхкоррекция
Этот метод означает, что ребенку приходится прилагать усилия для устранения вреда от своего нежелательного поведения. Сверхкоррекция также может включать дополнительную работу. Например, ребенок разорвал лист с заданием и поэтому он должен подмести пол и протереть все парты. Если он закатил скандал и опрокинул книжную полку, то ему нужно прибраться на полке и навести порядок в зоне отдыха.
Помимо всех этих стратегий, ОЧЕНЬ ВАЖНО следить за тем, чтобы проблемное поведение ребенка НЕ приводило к тому, что он освобождается от работы. Иначе он продолжит его демонстрировать! Я знаю, это может быть сложно, но насколько это возможно следите за тем, чтобы за такое поведение нельзя было получить перерыв. Никаких «таймаутов», перерывов сразу после плохого поведения, длинных лекций о том, что надо вести себя хорошо, и так далее. Убедитесь, что ребенок может получить перерыв, только если попросит о нем приемлемым образом.
(Обсуждение ситуаций)
6. Рефлексия.
Под музыкальное сопровождение родители передают «сердечко», заканчивая фразу:
- Я сегодня могу похвалить себя за то…
- Для меня стало открытием то…
7. Итог собрания
Решение родительского собрания :
1. Быть внимательными к детям, чтобы вовремя заметить проблемы в поведении.
2. Проанализировав причины проблемного поведения, выбрать методы воздействия на ребенка.
3. Не обвинять, не кричать на ребенка, а постараться понять и помочь.
Воспитание детей – это ежедневный труд.
Удачи вам в вашем труде!
И помните, главное искренне любить своих детей!
Анализ родительского собрания
Повесткой данного родительского собрания была :
-Причины проблемного поведения.
-Обсуждение ситуаций проблемного поведения детей, варианты конструктивного реагирования на различные варианты проблемного поведения.
-Пути преодоления проблемного поведения.
Данную тему считаю целесообразной т. к. в Центре бывают ситуации нежелательно-агрессивного поведения.
Родители приводили примеры, как можно купировать агрессии, самоагрессии.
Была представлена цитата: «Мы не можем изменить человека, мы можем изменить поведение».
Так же даны советы на слайде
По моим наблюдениям родителей было достаточное количество.