Ольга Мацнева
Родительское собрание «Как развивать речь ребенка 5–6 лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивать речь ребёнка 5-6 лет» - так звучит тема нашего собрания сегодня. Что такое речь? Как ее развивать? И надо ли вообще ее развивать? Попробуем ответить на эти вопросы.
У многих из вас есть дети, которые учатся в школе и кто, как не вы, точно знает о том, что залогом успешного обучения грамоте и развития ребенка является хорошо развитая речь.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций (нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. У детей возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
О звукопроизношении вам расскажет Наталья Александровна, а я хочу поговорить с вами о связной речи.
Что включает в себя понятие «связная речь»? Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство словарного багажа (разнообразие).
Какая ситуация наблюдается на сегодняшний день в нашей группе?
Недавно мы читали короткий рассказ.
В хороший зимний денек Настя вышла погулять. Она играла, бегала по снегу, и тут случилась беда. Она потеряла варежку. Руки стали мерзнуть, и он заплакала. Тут подошел Саша и предложил свои варежки.
При пересказе дети заменяли варежки перчатками и путали имена детей, называя их другими именами, хотя мы несколько раз исправляли имена на те, которые указаны в тексте.
Давайте вспомним занятие по произведению Виталия Бианки «Купание медвежат», которое вы смотрели в прямой трансляции. Какие впечатления оно у вас вызвало? (ответы родителей) Все это говорит о детской невнимательности и плохой памяти. Именно в этом направлении нам с вами предстоит работать в ближайшее время.
С нашей стороны, педагогов группы, уже намечен план работы по данной проблеме, а как же быть вам, родителям? Вы тоже будете проводить занятия с детьми дома, но это не значит, что надо усаживать ребенка за стол, создавая тем самым атмосферу занятия, вам не понадобятся пособия и методики. Вы будете развивать речь ребенка, играя с ним. Ведь дети, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.
Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Игровым поводом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
Например, на глаза вам попалось …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте с ребенком соревнование «Подбери словечко».
Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков, ведь пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• развивает навыки мелкой моторики;
• способствует развитию речи;
• активизирует работу головного мозга;
• развивает образное мышление, память, внимание, воображение;
• снимает тревожность.
Пусть готовая картинка украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить, и целое яблоко.
Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра
«Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
Следующая игра «Считаем до пяти»
Одно…яблоко, два…яблока, три… яблока, четыре… яблока, пять…яблок.
Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты.
Например, овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка будет не только польза, но и огромное удовольствие.
«Цвет и ответ» Яблоко такого же цвета как…. солнце, платье, занавеска, цветок….
Яблоко такого же размера как…. кукольная чашка, коробок спичек, зеркальце, помидорка…
Яблоко такой же формы как… часы, зеркальце, круг, плафон от люстры….
«Приготовим сок»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т. д
«Назови действие»
Яблоко что делает? –лежит, висит, катится, спеет, хрустит, падает и т. д.
«Прошлое и будущее» /развиваем творчество и воображение/
Яблоко было… семечком, ростком, деревом…
Яблоко будет… вареньем, компотом, джемом, сухофруктом, начинкой для пирогов…
Сегодня мы рассмотрели только малую часть игр на развитие речи, в которые вы можете поиграть с ребенком. Каждый ребенок индивидуален, поэтому здесь не существует временных ограничителей. Но вам следует помнить, что
• игра не должна строиться на принуждении;
• игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки;
• старайтесь, чтобы игра имела развитие.