Лаврова Марина Евгеньевна
Родительское собрание «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель собрания : актуализация знаний родителей по проблеме социально-психологической, интеллектуальной и психофизиологической готовности ребёнка к школе, оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.
Задачи собрания :
- Обсудить с родителями критерии готовности детей к школьному обучению.
- Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
- Проанализировать результаты входящей диагностики.
Публикация «Родительское собрание „Готовность к обучению: что нужно знать родителям?“» размещена в разделах
Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.
Этапы родительского собрания
Этап № 1: Организация родительского собрания
Приглашение участников собрания.
Разработка памятки для родителей.
Предварительное проведение входящей диагностики, направленной на изучение уровня усвоения общеобразовательной программы.
Разработка индивидуальных рекомендаций.
Этап № 2: Проведение собрания. Ход собрания.
1. Вступительное слово(2 минуты)
Добрый день, уважаемые родители! Осталось не так много времени до того момента, как наступит 1 сентября, и ваши дети переступят порог школы.
Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Что же особенно важно помнить и знать родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.
2. Вопрос для обсуждения
На что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе?
3. Обсуждение критериев готовности детей к школе (20 мин)
Критерии психологической готовности ребенка к школе
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на его развитие («да успеет еще научиться, для этого школа есть!», не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…», на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет…», не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты готовности к школе.
Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Социально-психологическая готовность к школе : Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. (Более подробно поделится информацией и своим опытом….)
• Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
• Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками (уступать, договариваться, решать проблемы бесконфликтным способом, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение (эмоциональная устойчивость, снижение импульсивных реакций в поведении).
Интеллектуальная готовность : Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) .(Более подробно поделится информацией и своим опытом….)
• Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
• овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, развитие связной речи;
• Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
• Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
Психофизиологическая готовность :
• Развитие мелкой моторики: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
• Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
• Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
(Представление результатов каждому родителю лично в руки)
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т. е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами неготовности к школе могут быть :
• Недостатки в воспитательной среде ( необходимы: систематические занятия с ребенком)
• Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходимо укрепление здоровья ребёнка, закаливайте, делайте утреннюю гимнастику, прививайте культурно-гигиенические навыки, включите в рацион ребенка овощи, фрукты, не забывайте о прогулках на свежем воздухе, одежда по сезону)
• Невротическое развитие характера. ( Необходима: консультация психолога, с последующей коррекцией поведения)
• Недостатки в развитии мелкой моторики пальцев рук. (Развить моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки.)
Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть, не в современные электронные игры на телефонах, планшетах, компьютерах, а в сюжетно-ролевые игры, настольные, дидактические. Важно не перестараться, и игры и игровые упражнения превратяться в увлекательное занятие. Если вы не можете выбрать игру, спросите ребенка, он вас удивит и предложит и варианты и правила.
Помните! Не доигравшийся первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет».
4. Краткий анализ и обобщение высказываний родителей. (3 мин)
5. Представление результатов входящей диагностики (5 минут)
Общие рекомендации (каждому родителю индивидуальный результат и рекомендации).
6. Напутственное слово (2 мин)
Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!
7. Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями. (5 мин)
Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.
Пожелание родителям.
В соответствии со статьей («Закона об образовании», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. ДОУ — помощник в реализации данных задач.
• Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
• В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
• Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой.
В ходе рефлексии родителям предлагается проговорить о том, что полезного они узнали в ходе собрания. Обменяться мнениями о том, какие моменты остались не досказанными или требуют более глубокого анализа.
8. Раздача памяток для родителей
9. Обсуждение дополнительных вопросов