Роза Хайретдинова
Родительское собрание «Готовность детей старшей группы в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
"Как вы думаете какой ребенок пройдет легче период адаптации к школе? Уверенный в себе, умеющий регулировать свое поведение и эмоции или интеллектуально готовым к школе?"
Необходимы оба качества. Плюс еще собранность, дисциплинированность, мотивированность на учебу, самостоятельность, способность к творчеству. Плюс доброта, отзывчивость, толерантность.
Цель: раскрытие значения понятия «готовность ребенка к школе».
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Публикация «Родительское собрание „Готовность детей старшей группы в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
План проведения:
1. Вступительная часть собрания.
2. Решение педагогических ситуаций.
3. Обсуждение вопроса об организации в группе «Почемучек».
4. Подведение итогов.
Подготовительный этап :
1. Провести анкетирование родителей.
Ход собрания:
Организационный этап:
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен на школьные темы…
Вступительная часть:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем. О школе, о подготовке к школе. Многие родители, наверное, считают, что в 5 - 6 лет обсуждать эту проблему, заниматься подготовкой детей к школе ещё рано.
И сейчас мы попробуем немного в этом разобраться.
В чём заключается готовность ребёнка к школе?
(Родители отвечают на поставленный вопрос, педагог обобщает ответы родителей).
Воспитатель:
В готовность ребёнка к школе входят следующие параметры:
-Психологическая готовность
-Физическое здоровье
-Умение логически мыслить
-Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
-Развитие мелкой моторики руки
-Ответственность и самостоятельность
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Выделяются разные виды готовности к школе :
Психологическая готовность
Физическая готовность : состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений.
Специальная готовность : умение читать, считать, писать
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность :
-способность управлять своим поведением
-умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
-стремление преодолевать трудности
-стремление к достижению результата своей деятельности.
Будущий первоклассник должен обладать такими качествами как:
-настойчивость,
-трудолюбие,
-усидчивость,
-дисциплинированность
-внимание
-любознательность и т. д.
Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием, или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.
И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определё нные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Решение педагогических ситуаций:
Ситуация
Рома предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец!». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»
Вопрос: Как вы думаете права ли мама в данной ситуации?
Конечно же, мама в данной ситуации неправа. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.
Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Учителя всегда в основном выделяют следующие трудности, с которыми сталкиваются при поступлении детей в школу : в первую очередь - недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места, самостоятельность в быту.
И, конечно же, особое место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия.
Советы родителям :
И, конечно же, хочется дать некоторые советы вам родителям :
1. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
2. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
3. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
4. Создавайте ребёнку проблемные ситуации, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
5. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Подведение итогов собрания :
Все непринужденно беседуют. Участники родительского собрания высказывают свое мнение о работе собрания, свои пожелания.
Решение собрания :
1. Создать условия для формирования готовности (психологической, физической, специальной) к школе.
2. Изучить и использовать методы, направленные на развитие необходимой для письма «ручной умелости» дошкольников.
3. Придерживаться советов для родителей по подготовке детей к школе.