Валентина Емельянова
Родительское собрание «Дети и родители на школьном старте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети и родители на школьном старте»
Публикация «Родительское собрание „Дети и родители на школьном старте“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.
Повестка дня:
1. Вступительное слово
2. Анкетирование родителей и беседа о готовности родителей к школе :
-вопросник «Готов ли родитель к школе?»
-анкета «Насколько вы готовы быть родителем школьника (автор А. Колеченко);
-беседа.
3. Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе»
4. Советы родителям будущих первоклассников.
5. Памятка для родителей, будущих школьников.
Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников! Некоторые родители сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне загружают его посещением кружков, секций, студий
(Слайд № 2, 3, 4)
Анкета для родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А. Колеченко)
Цель – выяснить, готовы ли родители к принятию новой социальной роли их ребенка.
Предъявление задания. «Уважаемые родители! Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.
Полученные результаты дадут возможность помочь вам учесть индивидуальные особенности своего ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.
(Слайд №5) Что такое готовность к школе?
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.
(Слайд № 6, 7, 8, 9, 10) Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает :
* интеллектуальную готовность;
* мотивационную готовность;
* волевую готовность;
* коммуникативную готовность.
(Слайд № 11) «Портрет» первоклассника, неготового к школе :
(Слайд № 12, 13. 14, 15) Что должен знать ребенок.
(Слайд № 16, 17, 18) Как организовать занятия с ребенком в домашних условиях.
(Слайд № 19, 20, 21, 22, 23) Как помочь ребенку подготовиться к школе.
(Слайд № 24, 25, 26, 27) Тест «Готов ли ребенок к школе?
(Слайд № 28) Вопросы и ответы «Подготовка детей к школе»
1.«Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?»
В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.
На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.
2.«Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»
Не более 20-30 мин, если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.
3.«Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»
Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
4.«Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?»
Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребенка с одной деятельности на другую, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:
-он кого-то обидит;
- его кто-то обидит;
-у него что – то заболит;
- он потеряет какую – то вещь;
- он не поймет, как выполнить задание и т. д
5.«Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т. е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.
6.«Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.
7.«В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?»
При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.
8.«Могут быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?»
Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так как взрослый. Поэтому лучше смотреть программу вместе с ребенком и обсуждать впечатления от увиденного.
9.«Почему не все дети одинаково овладевают чтением, письмом?»
Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель? Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал' : ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об увиденном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем возрасте становятся основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
(Слайд № 29) Советы родителям.
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
(Слайд № 30, 31)
ЗАПОМНИТЕ:
Вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Благодарим за внимание!