зульфия изгалиева
Родительское собрание «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
▼ Скачать
«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
Воспитатель средней группы
СПДО д/с «Чебурашка»
МБОУ СОШ п. Приузенский
Изгалиева З. Б.
Октябрь 2018г
Публикация «Родительское собрание „Роль бабушек и дедушек в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
Воспитатель : Дорогие бабушки и дедушки! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Вы вместе с ребенком проходите золотую пору его жизни, наполняете ее заботой, любовью и мудростью. Вы – источник терпения, доброты, нравственной опоры и защиты своих внуков. Вы согреваете теплом дом, помогаете растить внуков, вы отдаете все силы и тепло своих сердец близким и родным, и они благодарны вам за это.
Сегодня мы обсудим проблемы, возникающие во многих семьях. Дети, их родители, бабушки и дедушки – как избежать конфликтов, возникающих между звеньями этой цепи? Какова роль бабушек и дедушек в воспитании детей? Есть ли у них вообще какое-то право вмешиваться в воспитание или, может быть, это их обязанность?
I. Давайте познакомимся.
Коротко расскажите о себе: Ваше имя, отчество, чем Вы занимаетесь в свободное время.
II. Притча.
Послушайте, пожалуйста, притчу.
Все в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках.
Помните совет: всё в ваших руках.
III. «У каждого времени свои песни».
Педагог – психолог: «У каждого времени свои песни», – так мы решили обозначить тему разговора. И каждый, разумеется, искренне считает, что эти песни лучшие.
О разногласиях поколений сказано и написано немало. На протяжении всей истории человечества старшие сетовали на то, что молодые к ним недостаточно почтительны, отказываются следовать добрым старым традициям и образцам поведения. Ранние примеры этих сетований зафиксированы еще древнеегипетскими иероглифами и финикийской клинописью. Но если бы каждое новое поколение действительно было хуже предыдущего, то род человеческий давно бы сошел на нет. К счастью, происходит противоположное, и происходит во многом благодаря тому, что молодежь во все века стремится переосмыслить опыт старших и превзойти их достижения. Впрочем, по мере накопления собственного опыта каждое поколение становится более консервативным и теряется перед юношеским азартом следующего.
Таков непреложный закон взаимоотношения поколений, и он с завидным постоянством воплощается почти в каждой семье. Так что расхождение во взглядах – дело вполне естественное и объяснимое.
Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальные уход и воспитание.
Мы провели анкетирование бабушек, дедушек, родителей и сейчас готовы познакомить вас с результатами (результаты анкетирования).
IV. Конфликтные ситуации
Педагог – психолог: Уважаемые собеседники! Теперь пришло время высказаться вам. Как вы думаете: почему возникают конфликтные ситуации? Что может стать причиной взаимного непонимания?
«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале», – утверждал Л. Н. Толстой. Чтобы нам не пришлось ни о чем жалеть, предлагаю попробовать разобраться, какие педагогические методы друг друга вы не одобряете, а какие – вызывают уважение. Как бы поступили Вы?
Ситуация первая: Ребенок не убирает игрушки. Как поступить маме - наказать физически или заставить убирать? Обсуждение ситуации.
Ситуация вторая: Ребенок устроил истерику в магазине, требует купить что-либо. Как поступить маме – уступить или нет? Обсуждение ситуации.
Ситуация третья: Утром, собираясь в детский сад, ребенок отказывается одевать приготовленную одежду. Как поступить маме? Обсуждение ситуации.
Ситуация четвертая: Вы пришли за ребенком в детский сад, а он отказывается идти с Вами. Ребенок требует, чтобы пришла мама. Ваши действия?
Обсуждение ситуации.
Педагог – психолог: Предлагаем познакомить присутствующих с итогами раздумий.
Педагог – психолог подводит итог.
А сейчас мы предложим на ваше обсуждение еще несколько ситуаций.
1. Часто у ребенка не одна бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь: бабу Веру или бабу Свету?», - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая – сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать в сумку и задавать неизменный вопрос: «А что ты мне принесла?».
Вопрос: Выскажите свое мнение о данной ситуации, уважаемые бабушки. Расскажите о своем опыте отношений с ребенком. (Обсуждение ситуации).
2. Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. К вечеру потеплело и мальчику разрешили не надевать курточку и шапку.
- На, бабушка, неси! А я так пойду.
- Я думала, ты не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница.
Мальчик смутился и сказал: «Давай, бабушка, я сам сумку понесу!».
- Ладно, уж, - говорит с иронией бабушка
- Ну, как же, он и мне помогает и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - он же большой и сильный.
Бабушка недовольно махнула рукой:
- Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький!
Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку : как поступить? Нужного решения он принять не успевает: бабушкина рука настойчиво подталкивает его в спину, навстречу к раскрытой двери.
Мальчик стремительно выбегает в дверь, не оглядываясь, выкрикивает:
- А я еще совсем маленький!
Вопрос: Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку? Почему одни дети избалованны, а другие нет? Где корни избалованности, откуда они идут? (Обсуждение ситуации).
3. В автобус вошли бабушка с внуком. Пассажиры освободили место и мальчуган тут - же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом.
Пассажиры переглянулись: «Мы уступили место твоей бабушке. Она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто то.
- Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый. Бабушка невольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».
Вопрос: Представьте, что вы вошли в вагон со своим внуком. Ваше мнение о данной ситуации. (Обсуждение ситуации)
Уважаемые бабушки! На ваших столах лежат конверты с полезными советами. Мы предлагаем вам обсудить их (Обсуждение полезных советов).
V. Острое блюдо.
Предлагаем всем принять участие.
Если Вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если Вы не хотите высказывать свое мнение, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ.
Вопросы:
1. Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
2. Нужно ли защищать внука в его присутствии, если родители его наказали?
3. Как часто говорить внучатам «Нельзя»?
4. О чем спросить ребенка, пришедшего из детского сада?
5. Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?
6. Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?
7. Можно ли втайне от родителей разрешить внуку то, что они запретили?
Педагог – психолог: Что ж. … Пришло время сделать окончательные выводы и подвести итог.
Каждая семья – это целый мир со своими правилами и традициями, со своими проблемами. Нет рецептов, которые подходили бы абсолютно для всех. Но есть законы и правила, которые соблюдать нужно всегда.
1. Ответственность за детей несут, прежде всего, родители. Они отвечают и за здоровье, и за воспитание, и за поведение детей. Поэтому в сложном организме, каким является современная семья, бабушки и дедушки, как бы ни был велик их опыт, имеют право совещательного, а не решающего голоса.
2. Молодые родители, пытающиеся воспитать ребенка самостоятельно, безусловно, правы. Но часто – только теоретически. Дети требуют времени. А у современных родителей его, как правило, нет.
Практически куда легче сделать все за малыша, чем добиться, чтобы он систематически – не в порядке игры на один день, на одно утро – выполнял определенные требования.
То, чего хотят молодые родители, в большинстве случаев правильно, – но неимоверно трудно! Психологически трудно. Если учесть, что родители общаются с детьми «вплотную» лишь по выходным дням и после работы, – да и в это время у них много разных дел, и дети бывают предоставлены бабушкам и дедушкам, даже когда мама и папа дома, – станет ясно, как трудно приходится дедушкам и бабушкам. Поэтому нужно быть благодарными бабушкам и дедушкам за их большой, но никому не видный труд.
3. Когда молодые жалуются на своих родителей, на их «устаревшие» методы воспитания, они не учитывают такого момента: если бы они сами занимались детьми – только детьми! – они не избежали бы многих ошибок, на которые жалуются. Им просто не хватило бы терпения, спокойствия, они бы дергали детей, думая, что достаточно два-три раза повторить приказ – и сразу выработается тот автоматизм, которого практически мы добиваемся десятилетиями… Пошел бы в ход и ремень, и окрики…
4. Надо стараться, чтобы дети не увидели, не почувствовали разногласий между взрослыми – они ведь очень быстро станут на них спекулировать.
5. Бабушки и дедушки нуждаются в тактичном отношении к ним. Если вы повысили голос на свою мать или отца в присутствии сына (и даже в отсутствии) – считайте, что когда-нибудь ваш сын поднимет голос на вас. Корректность можно привить детям одним-единственным способом: самим быть корректными.
6. Не забывайте о таком явлении, как поэзия старости. Есть великий смысл в том, что человек на склоне лет становится мягким, терпеливым. Лишать детей этого человечного, поэтического влияния неразумно и негуманно – не говоря уже о самих бабушках, для которых внуки становятся смыслом жизни и украшением старости.
7. При тактичном поведении родителей бабушки и дедушки могут многое внести в молодую семью. А чтобы на педагогическом ринге не было кровавых баталий, возьмите за основу поведения мудрый совет.
Совет бабушкам и дедушкам : Вы уже были родителями, выполняли эту роль, как умели и как могли. Теперь – черед ваших детей.
Не забывайте о том, что придет время, и вы объединитесь, потому что ваш любимый сын и внук уже сам будет решать проблему отцов и детей. И в лагере отцов вы будете вместе. Потому что у них, ваших детей и внуков будут совсем другие песни. Об этом – стихотворение Л. Рубальской.
«Мы с дедом» :
Мой дед современный и вовсе не старый.
Туристские песни поет под гитару.
Он в джинсах, как я, ходит летом на даче.
Мы с дедом друзья, только вот незадача:
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем,
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Мы с дедом проводим вдвоем тренировки
И путаем даже порою кроссовки.
В компьютерах деду все просто и ясно,
И все же он часто ворчит несогласно.
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем,
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Воспитание – это метод проб и ошибок. Но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.
Берегите друг друга, добротой согревайте!
Берегите друг друга, обижать не давайте.
Берегите друг друга, суету позабудьте.
И в минуту досуга рядом вместе побудьте.
Ведь любовь близких, тепло родных, доброе слово, улыбка – это самое дорогое, что у нас есть. Мы будем очень рады, если сегодняшняя встреча хоть немного поможет вам и вашим близким. Мы подготовили для вас памятки для бабушек и дедушек.
Всем спасибо за внимание. Удачи! И помните: Всё в ваших руках!
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Каково участие бабушек в воспитании Вашего ребенка?
а) Только они и занимаются ребенком;
б) дают советы, которые я игнорирую;
в) дают полезные советы, к которым я прислушиваюсь;
г) я делаю все, что они советуют;
д) бабушки вообще не вмешиваются в процесс воспитания;
е) бабушки в целом следуют моим пожеланиям.
2. Как часто Ваш ребенок общается с бабушками?
а) С одной из них мы живем вместе, другая приходит по выходным;
б) одна сидит с ребенком вместо няни, другая приезжает в гости время от времени;
в) бабушки работают «нянями» по очереди;
г) встречается с каждой раз в месяц;
д) встречается с каждой реже, чем раз в месяц;
е) не общается ни с одной из них.
3. Были ли у Вас конфликты с бабушками на почве воспитания детей? а) Постоянно;
б) редко, только по принципиальным позициям;
в) нет, никогда.
4. Как Вы боретесь со стремлением бабушек делать все по-своему в воспитании детей?
а) свожу к минимуму их общение с ребенком;
б) провожу профилактические беседы;
в) каждый раз отстаиваю свою позицию;
г) не борюсь, так как у нас нет разногласий;
д) не борюсь, поскольку это бесполезно;
е) зачем бороться? На то и бабушки, чтобы баловать ребенка.
Спасибо за участие!
АНКЕТА ДЛЯ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК
1. Каково Ваше участие в воспитании внуков?
а) только я и занимаюсь ребенком;
б) даю советы, которые родители игнорируют;
в) даю советы, к которым родители прислушиваются;
г) я делаю все, что скажут родители;
д) я вообще не вмешиваюсь в процесс воспитания;
е) родители, в целом, следуют моим пожеланиям.
Другое___
2. Как часто Вы общаетесь с внуками?
а) постоянно, т. к. мы вместе живем;
б) приезжаю в гости время от времени;
в) встречаемся раз в месяц;
д) встречаемся реже, чем раз в месяц;
Другое___
3. Были ли у Вас конфликты с родителями на почве воспитания внуков?
а) постоянно;
б) редко, только по принципиальным позициям;
в) нет, никогда.
Другое___
4. Если мнение родителей в вопросе воспитания не совпадает с Вашим, каковы Ваши действия?
а) свожу к минимуму общение с ребенком;
б) провожу профилактические беседы с родителями;
в) каждый раз отстаиваю свою позицию;
г) не борюсь, так как у нас нет разногласий;
д) не борюсь, поскольку это бесполезно;
е) зачем бороться? На то и родители, чтобы воспитывать ребенка.
Другое___
Спасибо за участие
Памятка для бабушек и дедушек
Дорогие бабушки и дедушки!
Предлагаем вам несколько советов по воспитанию внуков и внучек.
1. Свою любовь и преданность к внукам не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение. Не становитесь бабушками-попустительницами;
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания;
3. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия;
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки;
5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе;
6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания;
7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними;
8. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия;
9. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами;
10. Говорите с внуками, как со взрослыми;
11. Не напоминайте внукам о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
12. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.