Арсенина Наталья
Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Роль матери и отца в воспитании ребенка в период кризиса 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание – практикум во 2-й младшей группе.
Тема: «Роль матери и отца в воспитании ребенка
в период кризиса 3-х лет».
Цель:
• установление партнёрских отношений с родителями;
Публикация «Родительское собрание-практикум во второй младшей группе „Роль матери и отца в воспитании ребенка в период кризиса 3-х лет“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Семинар, практикум
- Темочки
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Предварительная работа:
• изготовление приглашений на собрание;
• подбор игр на сплочение родительского коллектива;
• оформление памяток для родителей «Болезненная привязанность к матери».
Оборудование:
• мяч;
• листы бумаги, фломастеры;
• музыкальная запись.
Участники:
• педагог-психолог;
• воспитатели;
• родители.
Форма проведения: родительское собрание – практикум.
Ход собрания.
Организационная часть.
Педагог-психолог: сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас – о наших детях. Пребывание малыша в детском саду – это его первый шаг в самостоятельную жизнь. Наша задача сделать так, чтобы ребенку было комфортно в стенах нашего детского сада.
Для этого между нами взрослыми должны установиться дружеские, партнёрские взаимоотношения, и в этом нам поможет игра.
1. Игра с мячом – «Давайте познакомимся».
Цель: помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Беру мяч и называю, как меня зовут. Затем бросаю мяч по кругу родителям, каждый из них представляется, как его зовут.
2. Игра «Одновременное рисование».
Цель: установить более тесный контакт друг с другом, выявить самых активных среди родителей. Родители разбиваются на пары, берут один карандаш на двоих и совершенно молча, ни о чём, не договариваясь, держа его вместе рисуют 3 минуты.
Затем высказываются, что нарисовали. Как проходило рисование, кто был инициатором, что они чувствовали в процессе рисования.
3. Игра «Напишите слова – определения к слову солнышко».
(Лучистое, лучезарное, золотистое, доброе, прекрасное, ласковое, заботливое, милое, добрые слова, которые используются при общении с ребёнком.
Цель: заставить родителей задуматься об использовании слов в разговоре с ребёнком.
4. «Какой он – мой ребёнок».
Цель: навести родителей на определённые раздумья. Обведите контур своей руки. На каждом пальце написать по букве имени ребёнка. Затем расшифровать буквы, отметив качества его характера. В центре ладони изобразить символ – кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
Спасибо вам за участие в игре.
Основная часть.
Сообщение педагога-психолога
«Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?»
Цель:повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания
Три года – возраст, когда ребёнку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. В этом возрасте, мальчики уже чётко осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всём подражать маме, как идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная особенность данного периода – кризис трёх лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть, на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют его просьбу. Нередко такое поведение ребёнка застаёт родителей врасплох. Ещё вчера ребёнок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает всё делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет», и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся. Что делать родителям, если ребёнок ведёт себя вызывающе?
В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребёнка, и тем более пытаться сломит его. Это не приведёт ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребёнок не должен решить, что истерика – это надёжный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут родители в данной ситуации- отвлечь ребёнка, переключить его внимание на что – то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую – нибудь игру. Конечно, если ребёнок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твёрдо скажите ребёнку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребёнку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьётся. Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику, по возможности лишите ребёнка зрителей. Для этого можно просто перенести ребёнка в менее людное место. Старайтесь избегать ситуаций, когда ребёнок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдём гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдём на горку?». Кризис трёх лет у детей – серьёзное испытание для родителей, но ребёнку в это время приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать своё поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать игрушки за собой, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днём спать легла». Это поможет сформировать у ребёнка положительный образ себя. Кризис трёх лет и реакция родителей на эту возрастную особенность – очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трёхлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где – то дадите слабину или наоборот чересчур жёстко поведёте себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис трёх лет у ребёнка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребёнка. Кризис трёх лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести, как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!
Заключительная часть.
Педагог-психолог: родители должны помнить, что дети – это не собственность родителей. Не родители, а сам ребёнок – хозяин своего будущего. Воспитывать ребёнка – это значит, всё время воспитывать и самого себя. Пусть ваш ребёнок будет лучше вас. «Ученик превзошёл учителя» – это основная цель воспитания.
Пожалуйста, не забывайте, что рядом с вашими детьми всегда находятся любящие и заботливые педагоги, способные разрешить множество проблем вашего малыша.
Вручение памяток «Болезненная привязанность к матери».
Памятка для родителей.
«БОЛЕЗНЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ».
1. Если ребенок сверх меры привязан к матери, прежде всего – не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить – он все равно не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты.
2. Не следует думать, что ваш ребенок «не нормальный» только потому, что все спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей – это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.
3. Никогда не действуйте насильственными методами. Каждый уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.
4. «Внезапный уход» - также достаточно спорный метод. Когда мама уходит незаметно, это пугает ребенка еще больше, теперь уже не столько разлука, сколько от ее внезапности и необъяснимости.
5. Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью, - это чувство спокойствия и ощущение защищенности.
6. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе – все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор.
7. Не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка, тем больше будет страдать от своего комплекса.
8. Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимание на проявлении зависимости.
9. В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например в кухне.
10. После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимание, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минуточку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.
11. Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются – в этом случае вам придется немного подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодолеть его зависимость, выйдете из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше 5 минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать важное очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вернулись быстро, как и обещали.
12. На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 7 – 10 дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.
13. должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как обещала, возвращается.
Когда время вашего отсутствия увеличится до 15 – 20 минут, вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему игрушку.
В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.
14. Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Ребенок должен понять со временем, что в отсутствие матери, он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее отсутствии.
Принятие решение собрания.
Решение родительского собрания :
1. Любить своего ребёнка и постоянно заботиться о нём.
2. Создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребёнка.
3. Развивать в ребёнке его безграничные потенциалные возможности.
4. Поддерживать в семье хороший психологический климат.
5. Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребёнком.
6. Уважать сотрудников детского сада, прислушиваться к их советам.
Педагог-психолог: Арсенина Н. Н.
Используемая литература:
«Работа с родителями и практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет». Автор : Е. В. Шитова.
«Родительские собрания в детском саду».
Автор : Т. Н. Зенина.