Наталья Султанова
Родительское собрание «Развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Развитие речи детей»
Цель: Знакомить родителей с работой, проводимой в дошкольном учреждении по речевому развитию детей.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Уважаемые родители! Для начала мне бы хотелось прочесть отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Игра в слова»
Скажи погромче
Слово "Гром" -
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
"Шесть мышат" -
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
"Кукушка на суку"
Тебе послышится:
"Ку-ку".
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные -
Ненужные, пустые.
Тонкости родного языка такие как лексика, темп речи, ее выразительность, звуковой состав и другие характеристики усваивают наши дети в процессе взросления. И сегодня на нашем собрании речь пойдет о самом насущном вопросе – о развитии речи у детей.
Краткая характеристика речи детей 5 – 6 лет
Словарь
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор, поролон ералаш).
Педагог вводит в речь детей новые слова, углубляет понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном словаре, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Грамматический строй
У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
3вукопроизношение
На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности звукопроизношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед педагогами родителями стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в речь.
Подробнее об этом расскажет учитель-логопед Муравлева Э. А. (выступление специалиста).
Речевое развитие в группе идет по следующим аспектам:
• Пересcказ
• Рассказ по сюжетной картине
• Описательный рассказ по предмету
• По серии сюжетных картинок
• Творческий рассказ
1. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед. ", а ребенок ее заканчивает: ". да баба"; взрослый: "И была у них. ", ребенок: ". курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
2. Постепенно ребенок подготавливается к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
3. Далее идет рассказывание по предмету. Для таких занятий используется и интересные ребенку игрушки. 5-6 летнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Нужно учитывать, что, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек.
4. Далее дошкольнику предлагается самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы по серии картинок. Подбирается несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик.). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
5. Дети 5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.
Попробуйте предлагать им творческие задания.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?. А что ты любил, есть в детстве?. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Чем больше Вы будете уделять время для живого общения с ребенком, тем лучше будет развиваться его речь. Обогащайте его словарь, учите правильному употреблению слов, построению предложений. Предлагаю Вам в помощь игровые упражнения;
- д/у «Кафетерий» ( учит употреблять существительные изменяемые по падежам и не изменяемые: сок, чай, кофе, какао)
-д/у «Стоп! Палочка остановись!» (развивает умение подбирать качественные прилагательные)
-д/у «Зайка, сделай!» (употребление глаголов в повелительном наклонении)
В заключении мне хотелось бы раздать памятки,содержащие описания игр для расширения словарного запаса детей.