ТАТЬЯНА ПЕТРОВА
Консультация «Повышение педагогической компетенции родителей детей 4–5 л. по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ».
▼ Скачать + Заказать документы
Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ. Эту задачу можно решить только в тесном союзе: детский сад, семья, дети.
«Семья для ребенка — это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
его социальное рождение. И если мы
хотим вырастить нравственно-здоровое
поколение, то должны решать эту
проблему «всем миром» : детский сад,
семья, общественность»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация „Повышение педагогической компетенции родителей детей 4–5 л, по формированию безопасного поведения детей по ОБЖ“,» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Проблема
1. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Статистика несчастных случаев постоянно растет.
2. Особую роль в освоении подрастающим поколением поведения в социуме и в быту принадлежит окружающим его взрослым.
При этом, родители и педагоги детских садов, понимая важность специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования навыков безопасного поведения из-за методической неразработанности данного вопроса. На поверхности противоречие между потребностями в накоплении детьми опыта социального безопасного поведения и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий организации данного процесса.
3. Результаты анкетирования по выявлению педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей и культуры личной безопасности показали :
-17% родителей недостаточно компетентны в знаниях безопасного поведения;
-30% родителей не всегда соблюдают ПДД;
-25% родителей не соблюдают правила безопасного обращения с лекарствами;
-25% родителей недостаточно знают о том, как вести себя с пострадавшими, незнакомыми людьми;
-30% не всегда правильно реагируют в некоторых экстремальных ситуациях;
-среди некоторых родителей (20%) бытует мнение, что дети овладеют знаниями безопасного поведения самостоятельно в повседневной жизни.
Обсудив с родителями результаты опроса, мы пришли к выводу, что необходима специальная помощь по решению данной проблемы.
Цель проекта:
Для решения вышеуказанных проблем, мною был разработан проект, основная цель которого - повышение педагогической компетенции родителей по формированию безопасного поведения детей.
Теоретическая значимость проекта обусловлена введением ФГОС в дошкольное образование.
Задачи проекта:
1. Повысить уровень компетенции родителей по вопросам безопасности жизнедеятельности детей.
2. Обеспечить информационно-просветительскую поддержку родителей.
3. Обобщить и распространить опыт семейного воспитания в области безопасности.
4. При непосредственном участии родителей создать предметно-развивающую среду в групповых помещениях, формирующую у детей основы безопасности жизнедеятельности.
5. Изучение методической литературы, публикаций, опыта педагогов по теме «Основы безопасности детей в ДОУ».
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, В. А. Левицкий и др.).
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах К. Ю. Белой, Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной и др. Мною изучен опыт педагогических коллективов детских садов по данной проблеме в дошкольных изданиях. На мой взгляд, в основном, в описанном опыте отражалась только работа с дошкольниками старшего возраста, а для родителей предлагались незначительные советы, рекомендации. Я поступила по - другому, т. к уверена, что проблему формирования ОБЖ можно решать только совместно с родителями, т. к они являются первыми педагогам своих детей и примером для подражания. Только для этого необходимо создать условия и спланировать целенаправленную работу.
Описание опыта реализации проекта.
Основной этап проекта был реализован по блокам:
- блок работы с педагогами;
- блок работы с детьми;
основной блок — работы с родителями.
Работа с педагогами традиционна : выставки научно-методической литературы и их презентации на методических мероприятиях, открытые просмотры организованной деятельности, консультации для педагогов : «Личная безопасность и безопасность окружающих в быту», «Уголок дорожного движения в группе детского сада», «Игры по ПДД для детей разных возрастных групп» и др.
Основная работа с детьми строилась по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Основное внимание уделялось целевым экскурсиям: по территории детского сада, по дошкольному учреждению, по микрорайону, по улицам города, по учреждениям микрорайона. Обязательным условием являлось сопровождение детей родителями. Во время экскурсий изучали дорожные знаки, наблюдали за пешеходными переходами, за работой светофоров, за соблюдением ПДД водителями и пешеходами, изучали виды транспорта.
В организации работы с родителями использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Информационно-просветительская работа к осуществлялась в очно-заочной форме. В ходе работы реализовывались три подпроекта:
Первый - «Дом, в котором я живу», цель и результат которого: усвоение детьми своего адреса проживания, номера телефонов родителей. Формы проведения : беседы, тренинги, чтение произведений по тематике, интервьюирование, сюжетно-ролевые игры. Итог работы по данному мини-проекту — совместная деятельность родителей и детей по выпуску плакатов «Дом, в котором я живу». Все плакаты вывешивались в приемной группы, что служило уже методическим пособием.
Следующий - «Карта опасностей микрорайона», цель-результат: детальное изучение и усвоение опасных мест микрорайона, в котором живет воспитанник, итог мини-проекта — совместная деятельность родителей и детей, педагогов по выпуску карты микрорайона с указанием опасных мест.
Третий - «Дом — детский сад — дом», цель которого: прочное изучение и усвоение безопасного пути по маршруту «дом - детский сад - дом». Итог работы мини-проекта — совместная зарисовка родителей и детей безопасного маршрута.
Так же с родителями обсуждались актуальные проблемы для родителей данной группы — это здоровье, безопасность детей. Во время собрания использовала только активные формы : тренинги, практикумы, обсуждение ситуаций «А я поступил бы так», родители обменивались опытом семейного воспитания, игры, просмотры организованной деятельности.
Яркие, красочные папки-передвижки: «Роль семьи в воспитании детей», «Здоровый образ жизни» и др. сыграли важную роль в решении поставленных проблем, т. к. родители и дети совместно обсуждали увиденное. Особую роль отводила консультациям и памяткам для родителей по темам : «Обучение дошкольников безопасному поведению», «Ваши дети будут делать только так, как поступаете вы», «Личная безопасность», «Помоги детям запомнить правила пожарной безопасности», «Правила дорожного движения и дети». Например, такая консультация «Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» обогащает знания родителей по формированию безопасного поведения детей на примере сказок : «Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить». Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их — жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, а один из слоев — те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети. Слушая и обсуждая с родителями народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в другом «большом» мире необходимо соблюдать определенные правила:
-не верить кому не попадя;
-обращаться за помощью;
- не преступать запреты;
- не робеть и не сдаваться.
Раз за разом, повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, родители научат ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, (это очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир разный, что есть в нем и добрые, и злые, и от него самого зависит в какие руки, в какое окружение он попадёт.
Понимая, что не только сказки обучают безопасному поведению, родителям был предложен список художественной литературы для совместного чтения и обсуждения с детьми: (С. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», С. Михалков «Светофор», «Улица шумит», Н. Носов «Кирюша попадает в переплет», К. Чуковский «Уроки Мойдодыра», Л. Петрановская «Что делать, если.» и многие др).
Считаю, что совместная организованная деятельность с детьми и родителями — это самое главное в освоении правил безопасности. Дети учатся, родители учатся, дети и родители учатся друг у друга. В старшей группе хотим организовать игру: «Путешествие в страну «Безопасность». Дети совместно с родителя будут путешествовать по разным городам: Спорта и зимних забав, здорового и правильного питания, город сказок и загадок, город дорожных знаков, город опасных ситуаций. Дети благополучно должны вернуться из путешествия, потому что рядом с ними всегда будут родители, которые помогут детям справиться с разными заданиями, ситуациями и «неприятностями».
Выводы
Реализация проекта закончена. Какой я для себя сделала вывод:
-не надо принуждать всех родителей;
-очно-заочная форма работы самая приемлемая;
-информация для родителей должна быть небольшой по объему, доступной, понятной, красочной;
-использовать только активные формы работы такие как : тренинги, практикумы, обсуждения, игры, обмен опытом, совместная деятельность детей и родителей;
-необходима обратная связь с родителями (детско-взрослые сочинения, рисунки, сказки).
Наблюдались определенные трудности: не все еще родители осознают важность данной проблемы, не все родители служат положительным примером для своих детей, но ведь еще В. Гюго сказал: «Ребенка обучи — дашь миру человека».
Благодаря участию родителей постоянно менялась предметно-развивающая среда группы, пополнялась выставками детско-взрослого творчества; сочинениями, дидактическими играми, настольно-печатными играми; создана библиотечка для родителей и детей. А самое главное, что мамы и папы не только пополнили свои знания, но и повысили собственную самооценку, почувствовали себя «хорошими родителями».