Ольга Власова
Моделирование работы ДОУ по формированию педагогической рефлексии у родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование работы ДОУ по формированию педагогической рефлексии у родителей.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что будущее России, ее место и перспективы на мировой арене в первую очередь зависят оттого, какими вырастут наши дети. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок получил в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится большую часть своей жизни.
Публикация «Моделирование работы ДОУ по формированию педагогической рефлексии у родителей» размещена в разделах
Жизненный идеал у россиян сегодня весьма расплывчат, в связи с чем, мировоззрение утратило прежнюю сущностную основу и не обрело новой. Подобные процессы и их следствия повышают статус образования и культуры. Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия напрямую зависит от уровня развития педагогической культуры родителей.
Одним из путей развития педагогической культуры родителей является педагогическая рефлексия, - способность анализировать собственную воспитательную деятельность, методы воздействия на ребенка, способность обнаруживать допущенные ошибки в воспитании и намечать пути их исправления.
Задача формирования у родителей педагогической рефлексии как одного из компонентов педагогической культуры – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами – актуальна для отцов и матерей. От сформированности этого умения зависят характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.
Формирование рефлексивного отношения у родителей к собственной воспитательной деятельности. Помимо приобретения знаний родителям важно научиться пользоваться знаниями на рефлексивной основе. Иногда бывает и так, что родители пытаются слушать знакомых, друзей, ждут готовых рекомендаций по воспитанию. Важно научить их видеть конкретную ситуацию, быть гибкими в выборе методов воздействия на ребенка.
В настоящее время многие исследователи отмечают низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса: непонимание родителями само ценности периода детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии»; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОО, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. У родителей складывается неверие в педагогику. Хотя виновата здесь не педагогика, а неграмотное применение методов воздействия на ребенка.
Для начала смоделируем работу ДОО по формированию педагогической рефлексии у родителей.
Модель формирования педагогической рефлексии состоит из пяти этапов:
1 этап – анализ педагогических ситуаций; направлен на знакомство с проблемой, осознание собственных ошибок, трудностей в воспитании ребенка, попытку рассуждать над собственным опытом воспитания, приводить примеры из личной практики.
2 этап - решения педагогических задач включает в себя формирование знания у родителей педагогом, при ощущении их недостатка у родителей возникает потребность в их пополнении, и анализировать свои педагогические ошибки.
3 этап – анализа собственной воспитательной деятельности включает в себя работу, направленную на самонаблюдение и наблюдение за ребенком.
4 этап – домашние задания, направлен на то, чтобы родитель более внимательно присмотрелся к ребенку и своей собственной воспитательной деятельности. На этом этапе родителям предлагается написать “сочинение” на тему “Мой ребенок” по плану, или, не ограничиваясь планом, написать все, что они считают нужным.
Это задание побуждает родителей более внимательно присмотреться к ребенку. Анализируя его личные качества, они могут убедиться в том, что недостаточно его знают, что вызовет потребность внимательнее присмотреться к ребенку, быть более наблюдательным.
5 этап - игрового моделирования поведения, включает в себя игровое взаимодействие между родителем и ребенком.
Вся работа по формированию педагогической рефлексии у родителей проходило на общении педагогов и родителей, и построено на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнёра по общению.