Юлия Горяинова
Родительские директивы…
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности ребёнка в семье во многом определяется не только особенностями родительского отношения и типом семейного воспитания, но и родительскими директивами.
Директива как косвенное родительское обучение (программирование) впервые была описана американскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдинг.
Публикация «Родительские директивы…» размещена в разделах
Под директивой понимают скрытое, косвенное приказание, неявное сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителем). При этом истинных причин своей вины ребенок осознавать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя "хорошим".Даже сами родители могут не осознавать до конца глубинное содержание, которое заключено в их директиве.
Как правило, в названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку. В. Лосева, А. Луньков выделяют ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребёнка.
"Не живи". Скрытый смысл этой директивы состоит в желании управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. Ребенку могут бессознательно или осознанно внушать, что он источник всех возможных бед в жизни родителей, что он вечный должник.
"Не будь ребенком". Родители, использующие эту директиву, часто употребляют высказывания, обеспечивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка.
"Не расти".Такая директива часто обращена к младшим или единственным детям в семье.
"Не думай".В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интелектуальную деятельность.
"Не чувствуй". Директива предполагает запрет на проявление эмоций в целом и отдельных чувств (страх, агрессия, жалость).
"Не достигай успеха". Родители высмеивают планы ребёнка, иронизируют по поводу его идей.
"Не будь лидером". Директива проявляется в "Пожеланиях" : " не выделяйся", "Не будь как все".
"Не принадлежи никому, кроме меня".Подобную директиву передают родители, имеющие проблемы в общении.
"не будь близким". Скрытый смысл данной директивы, передаваемый матерью ребенку, состоит в следующем посыле: "Любая близость, опасна, если эта близость не со мной".
"Не делай". Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему:" Ничего не делай сам - это опасно. За тебя все буду делать я".
"Не будь собой". Такая директива, может, например, базироваться на неприятии родителями пола ребенка.
"Не чувствуй себя хорошо". В этой директиве передается запрет на хорошее здоровье.
Вероятнее всего, когда-то эти директивы имели положительное назначение, являясь концентрированным опытом выражения нескольких поколений семьи в исторических условиях. Историческая ситуация изменилась, но директивы как некое инертное знание все еще передаются следующим поколениям.