Варвара Богданова
Родительские чтения как форма просветительской работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Новые государственные стандарты дошкольного образования, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практической деятельностью дошкольного воспитания.
Под педагогическим просвещением родителей принято понимать повышение уровня их педагогической культуры, а также формирование запроса на педагогические услуги и обеспечение информацией по педагогическим проблемам.
Публикация «Родительские чтения как форма просветительской работы с родителями» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.
Педагогу важно иметь определенные знания для оказания адресной помощи родителям детей по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты.
Согласно «Википедии» - свободной энциклопедии, и одного из самых популярных Интернет-ресурса, просвещение - это передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Цели, задачи и структура просвещения имеют конкретно-исторический характер и зависят от уровня экономического, политического и культурного развития общества.
Поэтому педагогическое просвещение следует рассматривать как одну из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (чтения, беседы, практикумы, семинары, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.
Просвещение родителей в области педагогики является действенным средством оказания помощи семьи в воспитании детей.
Накопление педагогических знаний родителей должно быть связано с развитием их педагогического мышления. Необходимо, чтобы вся информация носила предупреждающий характер, демонстрировала опыт, конкретные факты отвечала на поставленный вопрос или предлагала решение проблемной ситуации. Именно это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса начиная с поступления ребенка в дошкольное учреждение. В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Работу следует проводить в двух направлениях:
• педагог - родитель;
• педагог - ребенок - родитель.
При выборе форм общения с родителями надо помнить : нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Все формы с родителями подразделяются на :
• коллективные (массовые,
• индивидуальные
• наглядно-информационные;
• традиционные
• нетрадиционные.
К одной из форм коллективной просветительской работы относится и проведение «Родительских чтений» просветительского мероприятия для родителей, в основе которого лежит чтение конкретной литературы (отрывков из неё, отдельных статей) по вопросам родительского образования. Это возможность обменяться друг с другом опытом семейного воспитания. Родительские чтения предоставляют педагогам и родителям согласовать общие понятия в деле воспитания детей, что способствует взаимопониманию образовательного учреждения и семьи, педагога и родителя, родителей и ребёнка. Чтения могут продолжаться от 10-15 минут до 1 часа и являются составной частью встречи педагога с родителями.
Реализация технологии предполагает разные формы проведения Родительских чтений :
1. Работа с конкретной статьёй. Для этого раздаём присутствующим статью (или её копию). Немного рассказываем об авторе. И начинаем читать вслух (по абзацу, по столбику) по цепочке. А, может, педагог сам будет передавать эстафету чтения от родителя к родителю.
2. Работа с журналом для семьи и родительского самообразования. 8-10 минут для знакомства и чтения журнала «по диагонали» – вполне достаточно. Потом каждая микрогруппа знакомит аудиторию с тем материалом, что на их взгляд оказался действительно интересным.
3. Организация заочных родительских чтений через работу почтового ящика «Советчик семьи». В почтовом ящике находятся небольшие тексты по одной тематике. Тексты можно взять у классиков Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинского и т. п. Не исключается и зарубежная литература. Это могут быть выдержки из произведений, сказок, легенд, притч, писем авторитетных людей.
4. Презентация печатного издания. Издание по своему содержанию должно быть интересно родителям. Каждый родитель должен получить журнал. Необходимо время на общение с журналом, каждый должен найти «свой» материал. Во время встречи родители поочерёдно рассказывают, что им в журнале понравилось и почему? Нужен ли этот журнал родителям и почему?
Внедрение современной просветительской технологии в процесс работы с родителями воспитанников дошкольного учреждения способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, формирует у родителей адекватную самооценку и собственную мировоззренческую позицию, основанную на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека. Родительские чтения являются актуальной и эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи.