Папки-передвижки

Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»

Светлана Кадачникова
Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить правовую культуру родителей.

Ход:

Тема нашей встречи – «Правовое образование в ДОУ и семье». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

Публикация «Родительская гостиная „Правовое образование в ДОУ и семье“» размещена в разделах

С наступлением 21 века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребёнка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка.

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. Она и явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенция о правах ребёнка.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны вызвали необходимость новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина нашей страны, а таковым человеком является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивления жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вашему вниманию ряд вопросов. К каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)

1. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

А. Органы управления РФ;

Б. Органы местного самоуправления;

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;

В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.

3. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А. Учредитель;

Б. Органы управления образовательным учреждением;

В. Должностные лица образовательного учреждения.

4. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

А. Заведующий как представитель образовательного учреждения;

Б. Заведующий как должностное лицо этого учреждения;

В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.

5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

В. Создание условий, гарантирующих охраны и укрепление здоровья воспитанников.

Исходя из ответов на вопросы, можно сделать вывод, что и коллектив детского сада и родители являются основными участниками правового воспитания детей.

Ведь близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факт жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают мы, воспитатели детского сада.

- В чем же причина нарушения прав ребенка?

Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают конвенцию о правах ребенка и, следовательно не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение так же и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

- Уважаемые родители, какие виды насилия существуют по отношению к детям?

(физическое, сексуальное, эмоциональное и пренебрежение)

- Что такое эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами ребенка?

Работа в микрогруппах

- Какие факторы могут спровоцировать жестокое обращение в семье?

- наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- супружеские конфликты;

- низкий уровень культуры;

- нежеланный ребенок.

Что думают наши дети о наказании? Предлагаю вам послушать.

Детям были заданы вопросы:

- За что наказывают тебя родители?

- Как наказывают тебя родители?

- Что запрещают тебе родители?

Работа в микрогруппах

1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

Ситуация 1.

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и … горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и т отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2.

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама… Что было дальше?

Опишите ситуацию с разных позиций.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважение и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

И для этого, мы педагоги, выбираем ведущие для дошкольника виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная. В ДОУ проводятся разнообразные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков; организуются проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблемы, плаката, проводятся их презентация).

Уважаемые родители, кто знает, какие права есть у ребёнка?

Сколько прав у ребёнка? (54)

В Конвенции о правах ребёнка указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.

«Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, Зайка из сказки «Заюшкина избушка»)

3. Героиня из какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Болде»)

6. Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, басня «Квартет»)

Знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.

К психической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика;

• угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция;

• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

• однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

• должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье :

• неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

• наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

• безработица, постоянные финансовые трудности;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

• нежеланный ребенок;

• умственные или физические недостатки ребенка;

• трудный ребенок.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия-развлечения «Путешествие в город Счастья» (правовое воспитание) Конспект итогового игрового занятия-развлечения на тему: «Право - искусство добра и справедливости» «Путешествие в город Счастья» Задачи:.

Конспект проведения занятия «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Конспект проведения занятия на тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» в средней группе детского сада №5 «Теремок» р. п. Майна.

Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников» «Правовое воспитание дошкольников» "Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть.

Правовое воспитание дошкольников (из опыта работы) Данная презентация может быть использована для организации занятий по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе, для ознакомления.

Проект «Правовое воспитание детей среднего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от действий.

Публикация «Правовое образование всех участников образовательной деятельности» Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Родительская гостиная «Непослушный ребёнок… Что делать?» Родительская гостиная: Непослушный ребенок…Что делать? Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания,.

Родительская гостиная «Поговорим о ваших правах» Цель: создание условий для развития педагогической компетентности вопросах гражданско-правового образования дошкольников в процессе сотрудничества.

Родительское собрание «Правовое воспитание детей» Тема:«Правовое воспитание детей» Цель: Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются.

Тест «Правовое сопровождение несовершеннолетних» В настоящее время все более актуальными становятся проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними т. е. С детьми. Одной из такой форм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 17:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кадачникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД