Светлана Кадачникова
Родительская гостиная «Правовое образование в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить правовую культуру родителей.
Ход:
Тема нашей встречи – «Правовое образование в ДОУ и семье». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Публикация «Родительская гостиная „Правовое образование в ДОУ и семье“» размещена в разделах
С наступлением 21 века во всё м мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребёнка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?
Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка.
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 году. Она и явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенция о правах ребёнка.
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны вызвали необходимость новых подходов к воспитанию детей. Мы с вами должны воспитывать активного гражданина нашей страны, а таковым человеком является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивления жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.
Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вашему вниманию ряд вопросов. К каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)
1. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
А. Органы управления РФ;
Б. Органы местного самоуправления;
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.
3. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Учредитель;
Б. Органы управления образовательным учреждением;
В. Должностные лица образовательного учреждения.
4. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?
А. Заведующий как представитель образовательного учреждения;
Б. Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.
5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
В. Создание условий, гарантирующих охраны и укрепление здоровья воспитанников.
Исходя из ответов на вопросы, можно сделать вывод, что и коллектив детского сада и родители являются основными участниками правового воспитания детей.
Ведь близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факт жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают мы, воспитатели детского сада.
- В чем же причина нарушения прав ребенка?
Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают конвенцию о правах ребенка и, следовательно не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение так же и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
- Уважаемые родители, какие виды насилия существуют по отношению к детям?
(физическое, сексуальное, эмоциональное и пренебрежение)
- Что такое эмоциональное насилие и пренебрежение нуждами ребенка?
Работа в микрогруппах
- Какие факторы могут спровоцировать жестокое обращение в семье?
- наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- супружеские конфликты;
- низкий уровень культуры;
- нежеланный ребенок.
Что думают наши дети о наказании? Предлагаю вам послушать.
Детям были заданы вопросы:
- За что наказывают тебя родители?
- Как наказывают тебя родители?
- Что запрещают тебе родители?
Работа в микрогруппах
1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
Ситуация 1.
Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и … горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и т отшлепала девочку.
Какие права ребенка были нарушены?
Ситуация 2.
Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама… Что было дальше?
Опишите ситуацию с разных позиций.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважение и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
И для этого, мы педагоги, выбираем ведущие для дошкольника виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная. В ДОУ проводятся разнообразные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков; организуются проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблемы, плаката, проводятся их презентация).
Уважаемые родители, кто знает, какие права есть у ребёнка?
Сколько прав у ребёнка? (54)
В Конвенции о правах ребёнка указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки.
«Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев»
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, Зайка из сказки «Заюшкина избушка»)
3. Героиня из какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
5. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Болде»)
6. Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, басня «Квартет»)
Знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.
К психической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика;
• угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция;
• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
• однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;
• должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье :
• неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;
• наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, постоянные финансовые трудности;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• трудный ребенок.