Елена Горохова
Публикация «Правовое образование всех участников образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом. Все граждане России должны, в определенной степени, обладать знаниями о правах, и даже самые маленькие граждане нашей страны – дети.
Дети – самое дорогое что есть в любом обществе, независимо от религии и расы, но и самый беззащитный слой населения. Поэтому всегда остро стоит вопрос о защите прав и интересов подрастающего поколения.
Публикация «Публикация „Правовое образование всех участников образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Мы, работники сферы образования, как никто другие, можем способствовать формированию правовых знаний, касающихся защиты прав детей, у некоторой части гражданского общества: у самих детей, их родителей и педагогов.
В работе по правовому образованию мы используем методические пособия Татьяны Анатольевны Харитончик, Любови Константиновны Мячиной, демонстрационные плакаты «Права ребенка».
Образовательная организация выступает как главное действующее лицо всей работы по правовому образованию детей и родителей. Именно оно, в первую очередь, призвано соблюдать права маленьких граждан, а также, просвещать родителей в вопросах правовой защиты детей. От личностной позиции педагога, знания и понимания им правовых вопросов зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и в семьях воспитанников.
Как показало анкетирование, 59 % воспитателей, чей стаж работы менее 2 лет, не смогли назвать документы, регулирующие права детей, хотели бы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом образовании детей. Из более опытных воспитателей - 86 % знакомы с Конвенцией и другими документами. Поэтому нуждаются лишь в пополнении знаний о правовом образовании дошкольника.
Для знакомства педагогов с основными положениями Конвенции о правах детей, нормативно-законодательными актами РФ, содействующими реализации Конвенции, а также с целью внедрения практических материалов в работу с детьми проводятся следующие мероприятия: деловая игра «Знатоки права», наглядная консультация «Защита детей в условиях ДОО», памятки «Нормативно – правовая база по защите прав детей», «Признаки жестокого обращения с детьми», предлагаются конспекты НОД «Детям о правах», картотека игр на развитие коммуникативных навыков у детей, также, проводятся индивидуальное консультирование.
Решение задач правового воспитания предполагает тесное сотрудничество детского сада и семьи. Семья играет ведущую роль в становлении личности, физического и психического благополучия. Но, к сожалению, именно в семье чаще всего можно наблюдать нарушение прав ребенка – насильственные методы воспитания, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка. Поэтому так важно формировать правильную родительскую позицию, учить методам гуманного обращения с ребенком.
С целью выявить уровень знаний родителей о правах детей, было проведено анкетирование «Ребенок и его права». Результаты анкетирования показали, что 28 % знают о таком документе как Конвенция, 31 % назвали Семейный Кодекс, Конституцию РФ, как документы, защищающие права детей, 41 % не смогли назвать ни одного документа.
66% родителей называли следующие права детей : жить и воспитываться в семье, на жизнь, образование, свободу, охрану чести и достоинства, на жилье, на свое мнение, на безопасность, на сохранение индивидуальности и др., 34% не назвали ни одного.
81% желают повысить уровень своих знаний о правах детей.
Более половины опрошенных используют физическое и психическое наказание в воспитании детей – шлепок, окрик, угрозы, лишение движения -но не считают это нарушением прав ребенка. Наказывая детей, аргументируют это так: не слушается, капризничает, балуется, плохо себя ведет, не понимает ничего другого.
Для ознакомления с правами детей родителям были предложены: стендовая информация «Изучаем Конвенцию о правах детей», «Защита детства в международном и Российском праве», памятки «Права, обязанность и ответственность родителей в отношении несовершеннолетних детей», «Воспитание без наказания», тренинг «Учимся общаться с ребенком», а также, проводятся индивидуальные беседы с родителями, в семьях которых выявляются нарушения прав детей.
Большой интерес вызвала выставка детско – родительских работ «Конвенция в рисунках детей». Дети с родителями рисовали права на отдых и игры, жить в семье, на здравоохранение и образование.
И, конечно же, мы знакомим с правами самых юных граждан нашей страны – дошкольников. Именно в этом возрасте, по рекомендации ЮНЕСКО, предлагается начинать правовое образование. К 5 годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения.
В процессе правового образования детей мы не только предоставляем детям знания о правах и обязанностях, но и создаем условия для их практического применения.
При ознакомлении дошкольников с правами мы используем следующие формы работы: образовательная и продуктивная деятельность, дидактические и сюжетно – ролевые игры, игры на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проигрывание практических ситуаций, беседы, театрализованные представления.
В процессе НОД дети знакомятся с правами и обязанностями, закрепляют знания в рисовании, лепке и аппликации, а затем в свободной деятельности педагог организует игры, беседы, практические ситуации, в которых дети принимают самостоятельные решения - как поступить, ориентируясь на нормы права. Накапливая определенные знания о своих правах и обязанностях, ребенок получает возможность использовать их как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми.
Воспитательно-образовательная работа по правовому образованию всех участников образовательного процесса проводится системно весь учебный год. И если уровень сформированности правовой культуры у родителей отследить достаточно сложно, то в процессе наблюдения за детьми можно отметить: в ходе обучения они приобретают устойчивые представления о своих правах, проявляют уважение и терпимость к другим, начинают правильно оценивать свои поступки и поступки других и сами стараются поступать, ориентируясь на нормы права. Значит и педагоги двигаются в правильном направлении.
Мы уверены, ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.