МААМ-картинки

Изучение слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи

Ольга Варфоломеева
Изучение слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение медицинских карт детей с общим недоразвитием речи 3 уровня показало, что большое количество детей состояло на учете у невропатолога до 1, 5-2 лет с диагнозами: постгипоксическая энцефалопатия, синдром врожденной гипертензии, судорожная готовность, мышечный гипертонус, умеренно выраженная гидроцефалия дети постоянно наблюдаются у невропатолога с диагнозом: резидуальная энцефалопатия, умеренно выраженная гидроцефалия, лабильность мышечного тонуса.

Публикация «Изучение слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Психолого-педагогическое обследование выявило у большинства детей с общим недоразвитием речи 3 уровня- нарушение работоспособности, недостаточность внимания, низкую психическую активность или гиперактивность, нарушение произвольных форм поведения. У некоторых детей обнаруживались трудности овладения абстрактными понятиями, отмечалась недостаточность представлений об окружающем мире.

Таким образом, основными особенностями исследуемой группы детей с общим недоразвитием речи 3 уровня были следующие:

1) патология перинатального периода жизни;

2) замедленный моторный и речевой онтогенез;

3) у большого количества детей нарушения работоспособности, внимания, повышенная утомляемость;

4) нарушения формирования всех компонентов речевой системы.

Изучение состояния слухоречевой памяти проводилось в несколько этапов.

1. запоминание (непосредственное и опосредованное) несвязанных между собой слов.

2. запоминание и воспроизведение фраз различной сложности.

3. запоминание и воспроизведение повествовательных и описательных текстов.

В качестве методик, используемых для диагностики уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи, мы выбрали следующие:

1. Методика «10 слов» А. Р. Лурия [16].

Целью методики является диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульным материалом теста «10 слов» являлся словесный ряд, который предлагался детям для запоминания и который состоял из слов, несвязанных между собой.

2. Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов А. Р. Лурия [16].

Целью методики является диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.

Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Слова, которые были заучены детьми, экспериментатор просит воспроизвести через 30 — 40 минут после предъявления словарного материала.

Формула для высчитывания коэффициента долговременной памяти :

где А — предложенное количество слов,

В — количество слов, которые запомнились ребенком,

С — коэффициент долговременной памяти.

3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М. У. Калкинс) [16].

Методика парных ассоциаций — методика, с помощью которой проводится исследование памяти человека. Предлагается несколько пар слов для запоминания. Затем после предъявления каждого первого члена пары слов дается задание воспроизвести второй член.

Коэффициент смысловой памяти высчитывается по такой же формуле, что и коэффициент долговременной памяти.

4. «Пиктограмма». (Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997, с. 22.)

Цель: диагностика опосредованной слуховой памяти.

Необходимый материал: 12 слов, словосочетаний, которые читаются с интервалом в 1 секунду (веселый праздник, вкусный ужин, строгая учительница, тяжёлая работа, тёплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, весёлая компания).

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает слова и словосочетания (интервал между словами 15-20 секунд). Во время пауз дети рисуют на листах бумаги что-нибудь такое, что позволит им запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые произносил экспериментатор. Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит детей вспомнить слова и словосочетания по своим рисункам.

Оценка результатов. За каждое правильное воспроизведенное слово ребёнок получает 1 балл. Правильно воспроизведенным считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0.5 балла, неверное – 0 баллов.

5. Методика «Воспроизведение рассказа» (Немов Р. С.).

Цель: она направлена на изучение у детей уровня речевой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию и пониманию текста.

В данном исследовании использовался рассказа «Хитрая лиса». Он предназначен для изучения особенностей смыслового запоминания детей младше 10 лет.

Текст рассказа включает в себя восемь смысловых единиц. Текст: бегала лиса по полю (1). Увидели ее собаки(2) и погнались за ней(3) : вот-вот настигнут(4). Вдруг лиса круто свернула(5) и спряталась в кусты(6). Собаки пронеслись мимо(7, а лиса убежала в лес(8).

Порядок работы: текст читается после чего ребенка просят пересказать, что он запомнил в рассказе. Далее проходит час, и ребенка вновь просят рассказать, что он помнит из рассказа. Это происходит оценка долговременной памяти.

Обратить внимание нужно на особенность понимания и осмысления текста, полнота его рассказывания, наличие новых элементов в рассказе.

Так же подсчитали соотношение в процентах количества детей по трем уровням с различным объемом памяти отдельно для группы с ОНР и для группы с нормальным речевым развитием. Для подсчетов пользовались следующей формулой:

Х= (К*100%)/ 10,

где

К- количество детей с определенным уровнем сформированности речевой памяти,

10- общее количество испытуемых.

6. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Цель: диагностика опосредованной слухоречевой памяти.

Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Оценка результатов. За каждое правильное воспроизведенное слово ребёнок получает 1 балл. Правильно воспроизведенным считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0.5 балла, неверное – 0 баллов.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Звуковая культура речи. Этап постановки звука (презентация)Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Звуковая культура речи. Этап постановки звука (презентация) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Рылова Анна Юрьевна, я работаю учителем - логопедом в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 20 января 2015 в 23:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Варфоломеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД