Ольга Алексеева
Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи посредством занятий по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский
В нашей психологии развитие рассматривается в тесной связи с обучением: обучение ведёт за собой развитие. Эту роль обучение может выполнить лишь в том случае, если оно будет строиться с учетом общих закономерностей развития.
Публикация «Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи посредством занятий по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Я работаю с детьми 5-7 лет, имеющими особенности психофизического развития. Да это детки со своими проблемами, но они, как и все дети, очень любят узнавать что-то новое. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, они не только активно и самостоятельно действуют, но и создают сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру. Ребят радует, что они могут создать изображение своими руками. Изобразительная деятельность отвечает особенностям мышления: наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру.
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребёнка теснейшим образом связано с развитием речи.
На занятиях изобразительной деятельностью я знакомлю детей с новыми словами, учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Знакомлю детей с названиями предметов, действий, которые мы производим в ходе продуктивной деятельности. Учу детей различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Показателем развития понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. В ходе занятий дети отвечают на вопросы: что это, что делает наша кисточка? (кружится, прыгает, танцует, плавает как уточка)
Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Б. М. Неменский очень точно говорит, что единственно адекватной опыту эмоционально-образной формой познания является путь проживания, переживания (сопереживания) этого опыта. На занятиях с детьми я создаю ситуации когда дети эмоционально включаются в творческую игру, в живой процесс проживания рассматриваемых образов через уподобление - т. е. «входить в роль», быть кем-то (дети кружатся и танцуют, изображая своими движениями осенние листочки; прыгают и скачут как зайчишки; показывают движениями как распускается самый красивый цветок или большое дерево защищает маленькое деревце и т. д.) Рассматривание собственных рисунков, иллюстраций, репродукций с картин художников помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Ребенок приучается вслушиваться во фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов. Слово помогает ребёнку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.
Я считаю, что в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Создаваемые на занятиях проблемные ситуации способствуют появлению речевой активности. При выборе бумаги (определить ее цвет, кисти (определить ее размер, красок и других материалов.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Поделки и рисунки, которые создаёт ребёнок на занятиях, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Просмотр и анализ созданных детьми работ осуществляются при их максимальной активности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляем на стенд. Каждый ребёнок может посмотреть работы товарищей, увидеть своё произведение среди других, сравнить. Но рассматривание работ провожу в целом: «Какую красивую поляну цветов мы нарисовали» или «Какой богатый урожай фруктов мы собрали. Это мы все вместе приклеили!». Дети могут выбрать изображения, которые им больше всего понравились. С детьми придумываем описательные короткие загадки по рисункам (найди рисунок, где нарисованы две шишки на веточке, в конце года придумываем небольшие рассказы по рисункам, проводим игры в соответствии с задачами занятия. Обязательно отмечаю необычные выразительные решения в рисунках детей. Косо нарисованная снежная баба может показаться подтаявшей на ярком солнышке. Просмотр и анализ детских работ проходят более живо, если начинаются с чтения соответствующего стихотворения, потешки или песенки. Детям интересны не только работы созданные ими на занятиях, но и те предметы, оборудование которым они пользуются: кисти, краски, графические материалы, баночки с водой, фартуки. Дети как бы играют с этим материалом, им нравится убирать его со стола или раскладывать, производят различные действия при этом оречевляя свои действия. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятым только зрительно. Детям даю предмет в руки и предлагаю действовать с ним, при этом называю также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются быстрее и прочно запоминаются.
Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Он сам непосредственно действует с предметом. В изобразительной деятельности это происходит естественно: взял карандаш, рисую линию, искупал кисточку, мажу клей и другие действия.
Обучаю детей усваивать определённую цепь последовательных действий, характерных изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи - правильному выполнению и пониманию заданий: «Нарисуй синий круг, а потом красный». На занятиях дети усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем кисточку. Кисточка стала чистой». Действия детей, оречевлённые в изобразительной деятельности, становятся более совершёнными, осмысленными, целенаправленными, самостоятельными, регулируемыми. Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, пятна, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ – следы, кап-кап-кап - капельки дождя, кисточка плавает как уточка, танцует, прыгает с веточки на веточку и т. д. Это также помогает развитию разных сторон речи у детей с общим недоразвитием речи. Развивая восприятие речи, учу детей соотносить свои действия с моей речью или с действиями других детей. К концу года речь взрослого постепенно усложняется и увеличивается в объёме.
На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваю речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы, использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме.
На каждом занятии уделяю большое внимание на уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже небольших рассказов) для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи ставлю с самого начала обучения. Их решение осуществляю одновременно. Для развития восприятия необходимы обе формы речи, как простая, так и более сложная.
Большое внимание уделяю работе по развитию у детей умения воспринимать речь в процессе рисования, а затем совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделить в предметах их признаки(«Ленточки красные, длинные, красивые»).Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребёнку с общим недоразвитием речи трудно самостоятельно всесторонне обследовать предмет. Поэтому я как воспитатель стараюсь помочь в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Важно не только обучение рисованию, но и развитие восприятия, воображения.
Психологи утверждают, что сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины или пластилина, ребёнок лучше воспринимает очертание формы, яркость цветовых пятен, если этому помогают слово или различные звукоподражания, связанные с предметом. Сочетание разнообразных пятен с фоном, подкрепляемое речью, вызывает у ребёнка различные ассоциации, определенную настроенность. Ребёнка привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе со всеми. Дети всегда с радостью и желанием занимаются этим. Детей увлекает сам процесс деятельности, повторяемость действий.
На занятиях часто обращаю внимание на выразительность полученного изображения. Задания по изобразительной деятельности строю так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный рисунок, лепку, аппликацию. Использую образные сравнения, стихотворные тексты, игры, игры-драматизации которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
Все это открывает перед детьми новый мир-мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов; расширяет область знаний ребёнка, сферу его интересов, а вместе с тем развиваются изображение, речь и творческие способности. Это также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности.
Опыт положительного эмоционального отношения возникает и тогда, когда происходит содержательное общение и взаимодействие детей по поводу интересной для них деятельности и её результатов. Дети на занятиях обмениваются впечатлениями, показывают друг другу свои работы. Я поощряю такое общение, привлекая внимание ребёнка к тому, что и как делают товарищи, и если кому-нибудь нужна помощь, побуждаю оказать её. Ведь благодаря успехам в изобразительной деятельности ребёнок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремится к содержательному общению.
Таким образом, я считаю, что все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи, при аномальном её развитии.