Людмила Куцева
Родителям о логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее считалось, что логопедические занятия целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В современности это правило давно утратило актуальность. Показать малыша логопеду стоит в возрасте 2,5-3 лет. Этот период наиболее подходящий для проведения «ранней диагностики», выявления существующих дефектов в развитии речевого аппарата.
Для начала давайте разберем Кто такой логопед? и Что такое логопедия?
Логопедия изучает и устраняет речевые нарушения у детей и взрослых.
Публикация «Родителям о логопедии» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
Логопед старается понять причины возникновения речевых проблем и помогает устранить их. Так как речь начинает формироваться с рождения, чаще всего логопед работает с дошкольниками.
Вот что он делает:
1. Проводит обследование и выявляет речевые нарушения.
2. Комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка. Иногда работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.
3. Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.
4. Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.
Но как понять нужен ли ребенку логопед!
Признаки нормального речевого развития:
1)Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения.
2)Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
3)В 2 3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
4)В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
5)В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
6)В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
7)К семи годам малыш уже выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш ребёнок развивается по описанному выше сценарию, то всё хорошо. Если нет — стоит обратиться к логопеду, чтобы убедиться в нормальном развитии речи, узнать на что стоит обратить внимание.
К логопеду необходимо идти в 2 года, если:
• ребенок не понимает речь взрослого,
• ребенок не произносит никаких звуков,
• ребенок не использует звукоподражание, не выговаривает простые слова,
• вы завели речевой дневник, а записать нечего.
Появляется потребность в словотворчестве. Ребенок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т. е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.
Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка: он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать.
К 3 годам малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.
Если ребенок в возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, ему нужна консультация у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.
Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.
К логопеду необходимо идти в 3 года, если:
• ребенок не строит предложения,
• ребенок говорит на своем языке,
• у него «каша во рту»,
• ребенок не выговаривает звуки а, о, у, и, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.
Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи.
В четыре года: В этот период можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания. Он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая грамматика, словарный запас, грамматика).
К логопеду необходимо идти в 4 года, если ребенок:
• не выговаривает звуки с, з, ц,
• пропускает или переставляет местами слоги,
• не знает цвета,
• путает названия животных, овощей и фруктов.
В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи, так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи).
В норме к пяти годам у ребенка должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Он должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр.
Свободная речь пятилетних детей включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется».
Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.
К логопеду необходимо идти в 5 лет, если ребенок:
• не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ,
• делает ошибки в окончаниях,
• не умеет пересказывать,
• отвечает на вопросы одним словом.
Шесть лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важнейших показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно уладить до школы, чтобы они не мешали учебе.
К логопеду необходимо идти в 6 лет, если ребенок:
• не выговаривает звуки р, л,
• не умеет определять первый и последний звуки в слове,
• не может запомнить буквы и выучить алфавит,
• не умеет рассказывать,
• не знает времена года,
• путает «направо» и «налево».
Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка могут отразиться на его психическом развитии, привести к замкнутости или нерешительности, снизить успеваемость, поэтому важно решать проблемы с речью, не дожидаясь последствий.
Есть ряд определенных рекомендаций, к которым стоит прислушаться родителям, если они хотят, чтобы речь их ребенка была четкой, плавной и выразительной. Их несколько:
- Следите за своей речью. Не нужно говорить слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для него.
- Не злоупотребляйте соской-пустышкой. Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к формированию высокого нёба, что приведет искаженному звукопроизношению. Кроме того, соска элементарно мешает малышу говорить.
- Подражать должен ребенок, а не вы, поэтому воздержитесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и т. д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что именно такая речь является правильной.
- Если малыш проявляет упрямство, отказывает говорить, хотя он это умеет, то игнорируйте его жесты и мимику. Откликайтесь только в том случае, если он использует речь.
- Если в своей речи он совершает ошибки, то не нужно его критиковать, ругать и тем более наказывать. Подобные действия приведут к обратному эффекту – он просто откажется от общения и станет молчать.
Только такой подход позволит избежать возможных проблем в формировании речевых навыков. Обратите внимание, что обращение к логопеду все равно является обязательным, даже если вам кажется, что у вашего малыша нет никаких проблем. Поэтому в возрасте 3 лет и до поступления в школу посещение должно быть ежегодным, что позволит вовремя выявить нарушение и устранить его.