МААМ-картинки

Родителям о логопедии

Людмила Куцева
Родителям о логопедии
▼ Скачать + Заказать документы

Ранее считалось, что логопедические занятия целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В современности это правило давно утратило актуальность. Показать малыша логопеду стоит в возрасте 2,5-3 лет. Этот период наиболее подходящий для проведения «ранней диагностики», выявления существующих дефектов в развитии речевого аппарата.

Для начала давайте разберем Кто такой логопед? и Что такое логопедия?

Логопедия изучает и устраняет речевые нарушения у детей и взрослых.

Публикация «Родителям о логопедии» размещена в разделах

Логопед старается понять причины возникновения речевых проблем и помогает устранить их. Так как речь начинает формироваться с рождения, чаще всего логопед работает с дошкольниками.

Вот что он делает:

1. Проводит обследование и выявляет речевые нарушения.

2. Комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка. Иногда работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.

3. Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.

4. Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.

Но как понять нужен ли ребенку логопед!

Признаки нормального речевого развития:

1)Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения.

2)Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.

3)В 2 3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.

4)В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.

5)В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.

6)В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.

7)К семи годам малыш уже выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш ребёнок развивается по описанному выше сценарию, то всё хорошо. Если нет — стоит обратиться к логопеду, чтобы убедиться в нормальном развитии речи, узнать на что стоит обратить внимание.

К логопеду необходимо идти в 2 года, если:

• ребенок не понимает речь взрослого,

• ребенок не произносит никаких звуков,

• ребенок не использует звукоподражание, не выговаривает простые слова,

• вы завели речевой дневник, а записать нечего.

Появляется потребность в словотворчестве. Ребенок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т. е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка: он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать.

К 3 годам малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

Если ребенок в возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, ему нужна консультация у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

К логопеду необходимо идти в 3 года, если:

• ребенок не строит предложения,

• ребенок говорит на своем языке,

• у него «каша во рту»,

• ребенок не выговаривает звуки а, о, у, и, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи.

В четыре года: В этот период можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания. Он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая грамматика, словарный запас, грамматика).

К логопеду необходимо идти в 4 года, если ребенок:

• не выговаривает звуки с, з, ц,

• пропускает или переставляет местами слоги,

• не знает цвета,

• путает названия животных, овощей и фруктов.

В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи, так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи).

В норме к пяти годам у ребенка должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Он должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр.

Свободная речь пятилетних детей включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется».

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

К логопеду необходимо идти в 5 лет, если ребенок:

• не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ,

• делает ошибки в окончаниях,

• не умеет пересказывать,

• отвечает на вопросы одним словом.

Шесть лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важнейших показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно уладить до школы, чтобы они не мешали учебе.

К логопеду необходимо идти в 6 лет, если ребенок:

• не выговаривает звуки р, л,

• не умеет определять первый и последний звуки в слове,

• не может запомнить буквы и выучить алфавит,

• не умеет рассказывать,

• не знает времена года,

• путает «направо» и «налево».

Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка могут отразиться на его психическом развитии, привести к замкнутости или нерешительности, снизить успеваемость, поэтому важно решать проблемы с речью, не дожидаясь последствий.

Есть ряд определенных рекомендаций, к которым стоит прислушаться родителям, если они хотят, чтобы речь их ребенка была четкой, плавной и выразительной. Их несколько:

- Следите за своей речью. Не нужно говорить слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для него.

- Не злоупотребляйте соской-пустышкой. Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к формированию высокого нёба, что приведет искаженному звукопроизношению. Кроме того, соска элементарно мешает малышу говорить.

- Подражать должен ребенок, а не вы, поэтому воздержитесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и т. д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что именно такая речь является правильной.

- Если малыш проявляет упрямство, отказывает говорить, хотя он это умеет, то игнорируйте его жесты и мимику. Откликайтесь только в том случае, если он использует речь.

- Если в своей речи он совершает ошибки, то не нужно его критиковать, ругать и тем более наказывать. Подобные действия приведут к обратному эффекту – он просто откажется от общения и станет молчать.

Только такой подход позволит избежать возможных проблем в формировании речевых навыков. Обратите внимание, что обращение к логопеду все равно является обязательным, даже если вам кажется, что у вашего малыша нет никаких проблем. Поэтому в возрасте 3 лет и до поступления в школу посещение должно быть ежегодным, что позволит вовремя выявить нарушение и устранить его.

Публикации по теме:

Консультация «Родителям на заметку» Для того, чтобы вырастить здорового ребенка, соблюдайте режим дня сначала сами, и только потом учите этому ребенка. Наблюдая за вами, ребенок.

Советы родителям по воспитанию 1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная.

Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет.Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Неделя логопедии в ДОУНеделя логопедии в ДОУ В нашем ДОУ была проведена неделя логопедии под названием «Мир волшебного детства». Основными задачами этой недели являлись: - развитие.

Рекомендации родителям первоклассников Что должны знать родители первоклассника? -Поддержите в ребенке его стремление стать школьником и хорошо учиться. -Обсудите с ребенком те.

Советы родителям «Десять «с» 1. С-тройте отношения с детьми на основе взаимопонимания и сотрудничества. 2. С-очувствие, внимание и ласка -смягчают душу ребенка, снимают.

Советы родителям «Неприличные слова» В практике мы очень часто встречаемся с такой ситуацией, когда ребенок впервые в его жизни произносит «неприличные слова» или «плохие слова».

Советы родителям по ПДДСоветы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.

Советы родителям «Скользкий лёд» Расскажите детям, как красиво зимой, как чудесно выглядит, покрытая льдом река, или пруд. Но лёд может таить опасность, особенно когда после.

Валентинка в подарок родителямВалентинка в подарок родителям 14 февраля все влюбленные отмечают День Святого Валентина. В нашей стране этот праздник стали отмечать сравнительно недавно. Беседуя с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родителям о логопедии
Опубликовано: 21 мая 2023 в 11:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родителям о логопедии» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Куцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД