Рамиля Казимовна
Консультация для родителей «Давайте поиграем»
«Давайте поиграем»
«Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский.
Детство –ценнейший период в жизни человека, определяющий перспективы становления его личности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые знания и навыки. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по инструкции, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.
Публикация «Консультация для родителей „Давайте поиграем“» размещена в разделах
В результате единства обучающих и воспитательных воздействий, принципа постепенного усложнения обучающей задачи и правил игры способствующих становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, создаются условия, имеющие огромное значение для учебной деятельности и полноценной жизни в коллективе сверстников.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его интеллектуально-познавательных способностей, формирование таких мыслительных умений и навыков, которые легко позволяют осваивают новое.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Упражнения в решении игровых задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как самостоятельность, настойчивость, целенаправленность, умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. ведет к появлению у детей творческого, логического и инженерного мышления.
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Что же представляет собой этот материал?
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действия рассуждает. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Не менее известен во всем мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений – «больше-меньше», «больше-меньше на…», организовать работу по усвоению таких понятий, как – «левее-правее», «длиннее-короче», «между» и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметическими действиями, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.
Весь комплекс игр и упражнений – это длительная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. Здесь надо будет ему помочь. Так давайте же сделаем это вместе.