Петрова Евгения
Родители на празднике: активные участники или пассивные зрители? Современные подходы к проведению праздников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С началом реализации Федеральной образовательной программы мною стала активно проводиться деятельность по поиску новых методов, приемов и технологий, которые способствовали бы изменению содержания образовательной деятельности с дошкольниками в рамках новых целевых ориентиров.
Мне бы хотелось рассказать о моем взаимодействии, как музыкального руководителя, с родителями дошкольников на примере организации и проведения субъектного праздника в нашем детском саду, где родители выступали в качестве полноправных участников образовательного процесса.
Публикация «Родители на празднике: активные участники или пассивные зрители? Современные подходы к проведению праздников в ДОУ» размещена в разделах
Из чего складывается успех детского праздника?
Нужно ли обсуждать с детьми или родителями формат его проведения, костюмами, атрибутами, украшением зала?
Как подготовленное веселое мероприятие превратить в реальное образовательное событие со 100% вовлеченностью родителей?
Что представляли собой праздники в нашем детском саду раньше?
- отчетные концерты для взрослых, к которым мы стремились, забывая о потребностях детей;
- концерты, к которым приходилось очень много готовиться;
- концерты, перед которыми, как правило, все сильно нервничали: и дети, и воспитатели, и музыкальный руководитель, и заведующий….все кроме родителей!
- праздник, где роли распределяли педагоги, а затем встречались с вопросами родителей, начиная от непонимания родителей : «Моя дочка достойна главной роли – принцессы», заканчивая нежеланием ребенка просто быть на празднике; почему стих маленький и т. д.
- ситуации «не ходили – пришли – что делать» (т. е. ситуации, где ребенок танцев и песен не знал, и как-то его надо было включить в праздник).
- ситуации «родители, положите телефоны – похлопайте детям», вы же сюда за этим пришли, так как дети, вместо родительских глаз, видели телефоны.
Родители приходили на праздник в позиции принимающей стороны, садясь на стульчики и оценивая то, что для них готовили.
Этот страх, а вдруг кому-то не понравится? - он в головах у всех: не те костюмы, мало родителей, слишком затянуто, ребенок вышел, рассказал стих слишком тихо и медленно; как играют свои роли взрослые-воспитатели и младшие воспитатели?
На самом деле этого не должно быть. В Федеральной образовательной программе дошкольного воспитания нет такого ориентира, который предполагал бы показ отчётных концертов для родителей. Эти концерты должны стать совместным праздником для детей и их родителей, что означает активное включение их в сценарий этого праздника
Данная идея предполагает смену традиционного подхода к проведению праздников на интерактивный подход, который предполагает активное взаимодействие в процессе праздника не только детей, но и их родителей в качестве участников, а не наблюдателей.
С чего я начала: на первых родительских собраниях в сентябре я выступила перед родителями с информацией об этих праздничных новшествах, очень внимательно выслушала их вопросы и постаралась убедить родителей в том, что так называемые новые праздники будут действительно новыми: на них будет происходить то, что важно и нужно нашим детям, а это: петь, играть и танцевать вместе с мамой и папой, радоваться сюрпризным моментам, проявлять положительные эмоции и детскую инициативу и т. д.
За месяц до нашего события (Осеннего праздника, Нового года, я провела соцопрос в группе, разместив опросник «Готовимся к празднику вместе» на видном для родителей месте – в раздевалке. Это позволило создать атмосферу ожидания радости от предстоящего праздника для всех участников образовательной деятельности.
Начиная со средней группы, дети отвечали на вопросы: в костюме какого героя ты придешь на праздник, какого героя пригласишь, а родители, совместно с ребенком, обсуждали праздничный образ, придумывая костюмы.
В преддверии Нового года в младшей группе такой опросник заполняли родители, отвечая на вопросы: какой будет новогодний костюм вашего ребенка, каких героев пригласить на праздник, какая тема новогоднего праздника. Родители понимают, что их мнение учитывается при выборе формата мероприятия.
К новому году, в опроснике появился новый столбец для родителей с вопросом, в костюме какого героя вы примите участие в празднике! И очень радостно наблюдать, как в чатах начинается бурное обсуждение родителей о том, в каком костюме они будут, а самое главное слышать такие слова: давайте устроим праздник для детей!
Исходя из соцопросов, рождается идея самого праздника.
Предпраздничная атмосфера чувствуется везде! Украшенные холлы, раздевалки, и, конечно, афиша-призыв, сделанная руками детей для родителей! Т. о. эти мотивирующие объявления дают возможность планировать образовательную деятельность так, что все участники (дети, родители, педагоги, оказались вовлечёнными в процесс обсуждения и принятия решений.
Накануне праздника, в чаты родителей я рассылаю сообщение о том, что завтра у нас состоится совместный праздник : «Мы очень с детьми хотим вашего участия в нашем ярком событии. Мы надеемся на вашу поддержку, нам очень нужно участие с Вашей стороны в празднике, так как наш праздник субъектный. Он предполагает включение родителей в песни, танцы, веселье вместе с детьми. Сделаем наш праздник по-настоящему детским. Спасибо за понимание!»
В день праздника я убрала стулья из музыкального зала, создавая пространство для движения, конечно, есть отдельные истории, бабушки, но даже они с удовольствием приняли участие на нашем осеннем событии. На празднике наши родители не только танцевали и играли, но еще и пели без репетиции (например, на осенних листочках, снежинках, был текст песенки)
Наш субъектный праздник проходит со 100% включенностью родителей! Мы получаем слова благодарности лично и на странице детского сада в ВК, за веселый праздник, за радость совместного его проживания.
Ну и конечно по окончанию мероприятий, я провожу рефлексию, запуская опрос в родительские чаты. Родителям было предложено сделать выбор, посмотрев на картинку какой формат проведения праздника им ближе : быть активным участником или пассивным зрителем.
Исходя из опроса, мы выяснили, что родители довольны таким форматом проведения праздника, им понравилось участие во всех активностях вместе с детьми. Есть, конечно, и такие родители, кто хотел бы наблюдать со стороны, но таких родителей единицы.
Я убедилась, чтобы добиться качественных результатов в работе с родителями, нужно организовать взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве.
Внедрение этого нового формата праздников пока еще только начинается: и то, что сегодня еще не все принимают такие субъектные праздники, не является тормозом для нас. Мы все больше и больше убеждаемся в их значимости и для детей, и для родителей, и для нас, педагогов!