Юлия Боброва
Особенности речевого поведения и речевой культуры педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, педагоги, постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные и близкие, на работе- сотрудники, воспитанники, в гостях- друзья и т. д. Отделить свою жизнь от жизни других людей и общества невозможно. Все наши действия, взаимоотношения- это поведение. Оно зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми.
Речевое поведение и речевая культура являются частью общей культуры личности, а навыки владения устной речью- профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни.
Культура поведения -это сфера духовной жизни людей. Это знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития.
Речевое поведение- это речевая деятельность отдельной личности.
Профессиональная речевая личность педагога- личность, чья профессиональная педагогическая деятельность связанна с речевыми предпочтениями, знаниями и умениями.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, избегать влияния местных говоров, правильно ставить ударение в словах.
В своей речи педагог должен выражать тончайшие оттенки чувств, мыслей, выразительности: силы и высоты голоса, темпа, логических ударений, пауз. Монотонная речь утомляет дошкольников. Голос- профессиональный инструмент педагога. Его надо беречь от перегрузок. Торопливость речи недопустима в обращении с детьми дошкольного возраста. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до дошкольников то или иное передаваемое в речи содержание.
Некоторым педагогам трудно излагать мысли последовательно; они загромождают речь непонятными словами. Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи педагога. Речь воспитателя должна быть красочной, образной, грамматически правильной, спокойной, вежливой и по отношению к детям, и по отношению к коллегам.