Наталья Лысенко
Ритмопластика — программа для дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа педагога
Аннотация к программе
Данная программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста. С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
Публикация «Ритмопластика — программа для дошкольного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Данная образовательная программа рассчитана на детей с 3-х лет.
Цели и задачи рабочей программы.
Цель программы по ритмопластике – содействие гармоничному развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
На занятиях по ритмике работа с детьми ведется по следующим направлениям, которые решают следующие задачи:
Развитие музыкальности.
o Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
o Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
o Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
o Развитие ловкости, точности, координации движений;
o Развитие гибкости и пластичности;
o Формирование правильной осанки, красивой походки;
o Воспитание выносливости, развитие силы;
o Развитие умения ориентироваться в пространстве;
o Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
o Развитие творческого воображения и фантазии;
o Развитие способности к импровизации в движении.
Развитие и тренировка психических процессов:
o Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
o Тренировка подвижности нервных процессов;
o Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
o Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
o Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Содержание программы :
o игроритмика;
o танцевально-ритмическая гимнастика;
o пальчиковая гимнастика;
o строевые упражнения;
o музыкально-подвижные игры;
o креативная гимнастика;
o элементы хореографии;
o образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.
«Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
«Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.
«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
«Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений.
«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т. д. Для детей среднего дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов :
o знакомые детям животные и птицы;
o интересные предметы;
o растения и явления природы;
o люди, профессии.
Методы и формы образовательной деятельности :
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, пробуют повторить упражнение.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить детей срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.
Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Техническое оснащение занятий
Используемый инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
Ленты разных цветов по 2 на ребенка.
Платочки разных цветов (размер 20-25 см).
Погремушки по числу детей в группе.
Цветы небольшие нежных оттенков.
Обручи легкие пластмассовые.
Мячи среднего размера по числу детей в группе.
Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).
Гимнастические палки большие и маленькие.
Куклы и мягкие игрушки.
Скакалки.
Ребристые доски
Мячики «ежики»
Коврики для занятий на полу
Картотеки дыхательной и пальчиковой гимнастике
Картотека физминуток
Аудио материал
Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.
Занятия по ритмике имеют свою специфику. Каждое из них – это определенная «оздоровительная доза» (в виде движений физической нагрузки, направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых. Где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». На занятиях по ритмике ребенок учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым, здоровым и сильным, уверенным в себе. Физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше, предоставляя ребенку возможность для выполнения все более сложных гимнастических упражнений. Именно поэтому необходимо включать ритмику в проведение занятий с детьми, удовлетворяющую специфическим потребностям детей в разнообразных движениях.
Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.
Детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.
Мною собрана фонотека с записями зарубежной, современной и мультипликационной музыки. Музыкальное сопровождение на занятиях по ритмике способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.
Осуществлен подбор упражнений и заданий развивающего характера. Занятия по ритмике стараюсь наполнить интересным и современным содержанием.
Основной акцент в своей педагогической деятельности делаю на то, чтобы дети осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляя регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, используя мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания.
Использую системный подход к применению разнообразных форм, средств, методов физического воспитания, которые имеют единую целевую направленность.
Форма оценки
Ребенок знает и умеет:
o Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
o Передавать основные средства музыкальной выразительности;
o Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;
o Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
o Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
o Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
o Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
o Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
o Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
o Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
o Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами;
o Основные танцевальные позиции рук и ног;
o Понятия: круг, шеренга, колонна.
Заключение
1. Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов.
2. Современные методики к организации занятий с дошкольниками предполагают :
o Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания;
o Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка;
o Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;
o Выбор оптимальной системы занятий;
3. Образовательная работа по программе «Веселая ритмика» позволяет добиваться следующих результатов:
o Укрепления здоровья;
o Развития музыкальности;
o Развития двигательных качеств и умений;
o Развития творческих и созидательных способностей;
o Развития и тренировки психических процессов;
o Развития нравственно-коммуникативных качеств личности;
4. Развиваются:
o Музыкальность
o Координация движений
o Эмоциональность
o Творческие проявления
o Развитие чувства ритма
o Гибкость
Вывод:
1. Движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка.
2. Ритмические задания могут решать несколько задач одновременно.
3. Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные : гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные.
4. Музыкально-ритмические упражнения дают простор для фантазии педагога и ребенка.
5. Необходимость внедрения занятий по ритмике с детьми дошкольного возраста, как вспомогательной дисциплины.
6. Ритмика способствует укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию силы и духа.