Овсянкина Светлана Владимировна
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Целями Программы являются :
Темочки:
• Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
• Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ТНР (ОНР, с учетом мотивированного мнения родителей для обеспечения равных возможностей полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Программа направлена на решение следующих задач:
• обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе
• обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, имеющим ТНР (ОНР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и мотивированного мнения родителей;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования Программы с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию АООП ДО
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определё нными ФГОС ДО:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субъектом образования;
• принцип природосообразности заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• онтогенетический принцип учитывает закономерности развития детской речи в норме;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей;
• принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• принцип непрерывности образования, обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы;
• принцип системности, образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе во всех пяти образовательных областях.
Планируемые результаты освоения АООП ДО (целевые ориентиры)
Главной идеей программы является выравнивание речевого и психического развития детей с речевыми нарушениями. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.
Содержание коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Основные направления образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В соответствии с профилем группы, образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» также включают задачи речевого развития и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития и, следовательно, реализуют идею всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Образовательная область «Речевое развитие»
• Развитие словаря.
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (развитие просодической стороны речи, коррекция произ-носительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематических процессов, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
• Развитие связной речи.
• Формирование коммуникативных навыков.
• Обучение элементам грамоты.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Сенсорное развитие.
• Развитие психических функций.
• Формирование целостной картины мира.
• Познавательно-исследовательская деятельность.
• Развитие математических представлений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Восприятие художественной литературы.
• Конструктивно-модельная деятельность.
• Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
• Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Формирование общепринятых норм поведения.
• Формирование гендерных и гражданских чувств.
• Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, ди-дактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
• Совместная трудовая деятельность.
• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
В образовательном процессе МБОУ СОШ № 196 ДО активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; беседы; родительские тренинги; практикумы; родительские чтения; педагогические гостиные; круглые столы; устные журналы и др.
• Педагогические беседы с родителями являются одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
• Практикумы, мастер-классы организуются с целью выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления.
• Проведение «Дней открытых дверей» нацелено на ознакомление родителей со спецификой дошкольного образования, позволяет избежать недопониманий, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики организации образовательного процесса детского сада.
• Тематические консультации помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
• Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
– уголок для родителей ( содержит материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
– разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
– информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам, дипломы победителей конкурсов совместного творчества в различных номинациях и т. д.);
– папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.
Организационный раздел
В программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с программой, предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики. Также в программе представлен распорядок и режим дня для детей с ТНР (ОНР, прописаны нагрузки непосредственно образовательной деятельности, совместная и самостоятельная деятельность воспитанников.
В приложении к программе представлены диагностические карты мониторинга, календарно-тематический план и план проведения праздников и развлечений.