Яна Гурова
Ритмика. Проведение занятия в отсутствии специалиста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Влияние ритмики на развитие дошкольников.
Ритмика – специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие детьми музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности. Проще говоря, ритмика – это синтез музыки и танца. Основная задача занятий ритмикой в ДОУ – в развитии у воспитанников общей музыкальности и чувства ритма, двигательных навыков. Основоположником современной ритмики является швейцарский музыкант, педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз.
Занятия ритмикой влияют на многие области развития ребенка.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
1. Эстетическое развитие.
2. Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
- развитие музыкальной памяти.
3. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
4. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации в движении;
- развитие артистизма.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;
- тренировка подвижности нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения вести себя в группе во время занятий, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
- развитие навыков самоконтроля.
2. Как организовать образовательную деятельность по ритмике в отсутствии специалиста.
Для начала педагог должен определить цель, которую он желает достичь на конкретном занятии. Она может заключаться, например, в общем развитии детей через музыкально-ритмические упражнения, или в изучении определенных ритмических элементов (например, изучение хлопков в ладоши в ритм музыки, или в раскрытии творческого потенциала детей и т. д. В отсутствии специалиста логичнее всего ставить целью занятия все вышеперечисленные области развития ребенка, кроме двигательной. Структура занятия может быть произвольной, показателем его правильного течения является заинтересованность детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Воспитателю или другому специалисту удобнее всего провести занятие, построенное на игре с использованием музыкального материала, соответствующего теме занятия. Важнейшее значение здесь будет играть именно музыкальный материал, помогающий и педагогу, и детям легко и с интересом отразить его в движении. Для этого он должен быть ярко образный (вызывающий четкие ассоциации падающих осенних листочков, шустрых зайчиков, плавного дуновения ветра и т. п.). В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.
Еще проще подобрать музыку со словами и отражать их в движениях. Здесь необходимо не просто изображать то, что поется в песне, но продумать упражнения, развивающие те или иные качества ребенка. Отличным примером подобного музыкального материала является музыка Екатерины и Сергея Железновых.
Методика образовательной деятельности остается та же, что и на других занятиях с дошкольниками, но с учетом следующего:
- музыкальное сопровождение должно вызывать эмоциональный отклик, а каждое движение должно приносить радость;
- необходимо исключить муштру – движения дети осваивают постепенно, пока оно не «уложится» у них в голове;
- показ движений должен быть зеркальным и всегда «в полную ногу»;
- развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения определенных частей целого произведения;
- в комплекс необходимо включать упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве;
- заканчивать занятие нужно на веселой ноте, можно дать детям короткое время чтобы выплеснуть энергию (если она осталась после занятия, т. к. занятия бывают разными);
- важна словесная оценка работы детей в конце занятия, каждый ребенок хочет услышать что-то конкретно про себя.