наталия адаменко
Консультация «Ритмика и речь. Малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ритмично функционируют такие системы человеческой жиз-недеятельности, как: дыхание, бодрствование и сон, работа желудочно-кишечного тракта. Природа тоже пронизана чувством ритма : смена времён года, смена дня и но-чи. Человек — часть природы, поэтому у всех нас есть врождённое чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
Публикация «Консультация „Ритмика и речь, Малыши“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
На занятиях по развитию чувства ритма у малышей 2-3 лет происходит зна-комство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Чуть позже они уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях.
Чувство ритма отвечает за многие процессы.
Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, одно-образных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит пра-вильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это да-ёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими фак-торами.
Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и су-ете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.
Вот примеры основных помощников, развивающих чувство ритма :
Стихотворения и песенки.
Танцы.
Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
Маршировки.
Несложные ритмические упражнения можно выполнять с ребенком дома под подходящее музыкальное сопровождение.
o «Ходьба» Предлагаем малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
o «Пилот» Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.
o «Ветер и ветерок» Благодаря этому упражнению дети учатся внима-тельно слушать музыку и воспринимать ее характер. Его суть заключается в том, что ребенок поднимает руки вверх и раскачивает ими с различной амплитудой под му-зыку, изображая то тихий ветерок, то сильный ветер.
o «Замри» Для игры понадобится несколько карточек со схематическим изображением человека в различных позах (например, правая рука поднята вверх, а левая отведена в сторону, поза ласточки и так далее). Вначале крохе марширует под музыку, а затем замирает в выбранной заранее позе.
o «Аист длинноногий» Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
o «Хлоп-топ» Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен :
Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Малыш : Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
o «Непослушный козлик» Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует ляга-ющегося козлика (машет ножкой назад, а на сильные — бодается, делая себе указа-тельными пальцами рожки. Например: Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…
Или так: ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…
o «Весёлые солдатики» Задача малыша — маршировать под ритм, кото-рый вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например: РАЗ, два, ТРИ, четыре…
Или так: РАЗ, ДВА, три, четыре…
А можно и так: Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…
o «Стихи и барабан» Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и по-просите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инстру-ментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ё жик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Даже если у ребёнка ещё нет речи совсем, можно начинать с ритмических игр : "мы ехали, с орехами"; "по кочкам по кочкам"; "полетели- полетели на головку сели" и т. д.) Можно отстукивать (прохлопывать) слова по слогам.
Потом всё это пойдёт на пользу речи ребёнка и будет способствует развитию слоговой структуры слова. А сами малыши получат море позитива и удовольствия.