Эльвина Зарипова
Ритмические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для коррекционной работы. Ритм находится в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с темпом. Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения. В дошкольном детстве по мере накопления словаря и развития лексико-грамматического структурирования.
Нарушения речевого ритма у детей с разными речевыми расстройствами имеют сходные и специфические черты. В старшем дошкольном возрасте сходными для детей с разными нарушениями речи являются задержка созревания ритмических процессов речи по сравнению с нормой, а также дизритмия при восприятии и воспроизведении речевых ритмических стимулов на уровне слога, слова, синтагмы. Специфические особенности ритмической организации речи при ее расстройстве связаны со структурой речевых нарушений при дизартрии, моторной алалии, заикании.
Специальные принципы обучения в процессе развития моторного и речевого ритмов у детей с речевыми расстройствами связаны с подбором определенного музыкального, речевого материала и учетом этапа логопедической работы. В процессе реализации технологии двигательного обучения применяются наглядный, словесный и практический методы. Каждый метод включает систему методических приемов, выбор которых определяется этапом обучения, конкретными задачами логопедического и музыкального занятия, сложностью речевого и музыкального материала, индивидуальными особенностями детей. Применение наглядного метода позволяет показать детям элементы движений, регулирующий жест педагога, певческие приемы, музыкальные инструменты, символику, картинки и др. Реализация метода практической деятельности предусматривает осуществление систематических упражнений в процессе музыкальных и логопедических занятий. Словесный метод предполагает использование разнообразных приемов, направленных на последовательную отработку слогового, словесного, синтагменного ритмов и логоритмических игр.
Как бегают зверята
Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры: логопед выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)
Песенки-ритмы
Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Ход игры: логопед проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка.
УПРАЖНЕНИЕ II. «СОЛДАТИКИ» Оборудование: барабан. Описание упражнения. Педагог стучит в барабан, чередуя тихий и громкий удары, и в этом ритме идет по кругу, одновременно проговаривая слоги на каждый шаг в равномерном ритме: «тата-та-та-…-та-та». Затем дети шагают по кругу друг за другом в том же темпе ударов и проговаривают на каждый шаг слоги в равномерном ритме: «та-та-та-та-…-та -та». Педагог заканчивает упражнение остановкой игры на барабане. Игру можно проводить, используя другие слоги.
УПРАЖНЕНИЕ III. «ГОВОРЯЩИЙ ЗАЙЧИК» Описание упражнения. Дети стоят в кругу, поставив руки на пояс, и выполняют движения в умеренном темпе по показу педагога. Вместе с педагогом делают три прыжка вперед, три прыжка назад, затем три прыжка вправо, три прыжка влево, проговаривая под каждый прыжок по одному слогу: «па-па-па» («да-да-да», «ноно-но», «ла-ла-ла» и т. п., при этом на безударный слог дети делают короткий прыжок, а на ударный слог – длинный. Затем проговаривают слоги и выполняют прыжки самостоятельно. Инструкция. – Встаньте лицом в круг и поставьте руки на пояс. – Посмотрите и послушайте, как я буду говорить слоги и прыгать на каждый слог, изображая говорящего зайчика: «ла-ла-ла». – Произносите слоги и прыгайте на каждый слог вместе со мной на двух ногах, как зайчик, так, чтобы каждый прыжок приходился на один слог. Делайте длинный прыжок на ударный слог и короткие прыжки – на безударные слоги. – Произносите слоги и прыгайте самостоятельно
УПРАЖНЕНИЕ I. «ДРУЖНЫЕ ЛАДОШКИ» Описание упражнения. Педагог проговаривает слоги «та», «ти» в заданном ритме: «та-ти-ти, та-ти-ти» с выраженным ударением на слог «та», ударяя ладонями по коленям, на слог «ти» хлопает в ладоши.
«БЕЛКА»
Дидактические задачи: развитие чувства ритма, голосового диапазона.
Методика проведения. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:
По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та
Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та
Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та
Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та
Задания:
1 Предложите
ребенку
повторить
за
вами
определенный
ритмический
рисунок.
Например: /
//
/, //
//, /
/
/, //
/
//, ///
/
Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.
2 Предложите ребенку воспроизвести графический рисунок (его
можно выложить из подручных материалов таких как, спички или
макаронины).
Проявите фантазию! Начинайте с простых рисунков и т. д. Если
ребенок справляется, задания можно постепенно усложнять.
3 Ритмы с выраженным ударением: задания, формирующие
умения передавать акценты ударами и выдерживать паузы.
Примеры рисунков: