Пархоменко Надежда Васильевна
Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки
Наш детский сад №10 «Солнышко» г. Лесозаводска с 2 ноября 2018г. по 1 декабря 2019г. вошел в число региональных площадок в рамках проекта «Образовательные технологии нового поколения», направление «ОТСМ-ТРИЗ» в дошкольном образовании».
Название Проекта пилотной площадки:
«ОТСМ-ТРИЗ - технологии как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного» возраста».
Цель проекта: освоение способов диалогической речи старшего дошкольного возраста средствами ОТСМ-ТРИЗ.
Публикация «Результаты педагогической деятельности в рамках освоения учебного содержания программы региональной пилотной площадки» размещена в разделах
Описание проекта (аннотация)
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности для нас является метод ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Почему именно методика ТРИЗ? Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Работа основывается на методическом комплексе по освоению детьми способов познания Т. А. Сидорчук «Я познаю мир», который базируется на общей теории сильного мышления — теории решения изобретательных задач — развитии творческого воображения.
Первые модели мышления, которые позволяют маленькому ребенку усвоить способы познания являются имена признаков, формулировки вопросов, процессы установления причинно-следственных связей, преобразователи. Также необходимо побуждать детей постепенно начинать выполнять некоторые функции педагога, обучая своих сверстников тому, что уже освоили сами, позволяет детям дошкольного возраста получать и развивать опыт коммуникации, развивать речь и другие навыки, обеспечивающие эффективное мышление. Радость успеха при решении проблем, создаст так же внутреннюю мотивацию к освоению нового. Исчезнет страх перед проблемными ситуациями, снизится фактор тревожности ребенка.
Оригинальность и инновационность проекта:
Главная его ценность в том, что он дает умения применить общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Наше педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Особенностью работы в данном направлении является ограниченность в сроках и отсутствие возможности планомерно следовать всем этапам, изложенным в методике.
Реализуя данный проект, мы можем предложить следующие результаты:
рост количества детей с высоким уровнем речевого развития.
Оцениваться будет по следующим критериям:
1. умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала;
2. умение отвечать на вопросы кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса;
3. умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, вовремя вступать в разговор, дополнять ответы собеседников;
4. умение детей самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
создание благоприятного эмоционального климата в группе;
создание ситуации успеха для каждого участника образовательных отношений;
создание развивающего комплекса «Познавайкин мир».
В период этого времени работа осуществлялась по трем направлениям: организация мероприятий для своих коллег и педагогов других образовательных организаций, работа с детьми, с родителями.
Организация мероприятий для своих коллег и педагогов
других образовательных организаций
1. Пополнили и изучили методическую литературу по данному направлению.
2. По организации работы в режиме пилотной площадки в детском саду была сформирована рабочая творческая группа старшего дошкольного возраста в составе 20 ребят и разработан перспективный план по реализации проекта «ОТСМ-ТРИЗ - технологии как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного» возраста».
3. В своей деятельности мы опирались на маршрутные листы, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга-ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т. А. Сидорчук, предназначенные для детей 4-5 лет (средняя группа). Так как именно этот маршрутный лист содержит основные требования, которые необходимо развивать у детей в ходе работы по данной технологии.
4. Провели мастер-класс для педагогов по теме "Модели ОТСМ-ТРИЗ для познавательно-речевого развития детей".
5. Представили опыт профессиональной деятельности на педагогической мастерской «Индивидуализация образования: современный педагогический опыт» в рамках Дней ДВФУ в г. Лесозаводске 27-28 февраля 2019г. по теме «Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ» (просмотреть видео вы можете, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1CiUqgzXDmr6OhsoW5lk5IHzwMHCkEQNw).
Работа с детьми.
Оформили развивающий комплекс «Познавайкин мир».
Свои усилия на начальном этапе освоения методов и приемов ОТСМ - ТРИЗ мы направили на ознакомление дошкольников с именами признаков по модели «Объект – Имя признака – Значение признака» (авторы Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук) через систему сенсорных упражнений. Подобранные задания позволяют ребенку познавать свои чувственные ощущения, приобрести опыт выбора при решении проблемных ситуаций, в нахождении новых способов самовыражения и самоутверждения в совместных действиях со сверстниками.
Заполняли в течение всего проекта таблицу-подсказку: что могут анализаторы рассказать о предмете.
Занятие по теме: «Путешествие в страну чувств» цель: продолжать систематизировать знания о возможностях анализаторов; формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами (просмотреть занятие вы можете, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/13Uaegh_OkXEOTbSVoFnut8ShZcGzNDRE).
Учили выстраивать причинно-следственные цепочки с опорой на сочетание «если-то»; развивали причинно-следственный стиль мышления.
Осваивали с детьми способы формулировки вопросов
Для этого мы изготовили карточку «Вопросников».
С детьми придумали схемы вопросов и разместили их на «Зонтик-вопросник».
Затем стали тренироваться самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и читать вопрос. По мере освоения имен признаков вводили значки признаков на карточку формулировки вопросов. Знания детей закрепляли с помощью интересных игр и упражнений.
Дети учили друг друга составлять вопросы по схеме.
Этот этап работы дался ребятам нелегко.
Дети поучаствовали в IX Всероссийской дистанционной олимпиаде по ТРИЗ.
С 3-11 июня провели мониторинг, в процессе которого использовались разные методы диагностики: наблюдение, игровые ситуации, дидактические игры.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Обобщение полученных результатов.
Дети владеют приемами обследования предметов с помощью анализаторов, пытаются описать ощущения словами.
Совершенствуется умение детей различать и обозначать словом значения признаков: температура, влажность, рельеф, цвет, форма, количество, местоположение, части объекта; запах; звук; вкус; выделять разные признаки объектов и их значения в окружающей обстановке в группе и на улице, на картинках и в играх.
Дети узнают объект по описанию, составленному педагогом («Узнай объект по описанию»); пытаются сами рассказывать об объекте («Цепочка признаков», а также составить и прочитать вопросы к объекту («Карусель вопросов»).
Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи;
Пополнился пассивный, полупассивный и активный словарь детей. Обогатились игры детей в свободной деятельности, появилось желание самостоятельно обследовать объект.
Данные мониторинга показали положительную динамику в развитии диалогической речи. Наибольшая динамика отмечена в развитии активного словаря детей, что объясняется высокой эффективностью использования моделей мышления «объект - имя признака -значение имени признака», а также освоением детьми других способов познания.
Работа с родителями
1. Провели мастер-класс для родителей в форме игры «Пойми меня» на тему: «Формирование творческих способностей родителей по технологии ТРИЗ».
2. Собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада с помощью ТРИЗ - игр».
Заключение.
Сколько раз, мы задавали себе вопрос: как научить детей жить в быстро изменяющемся мире, как сделать процесс развития речи ненавязчивым, привлекательным, радостным. Ответы искали в методических журналах, научной литературе и других источниках. Слышали про технологию ТРИЗ, но она не привлекла нас, т. к. многое было не понятным. И вот в декабре 2018г. По велению судьбы мы попали на курсы повышения квалификации. Там замечательные педагоги познакомили нас с применением ОТСМ-ТРИЗ-инструментов в дошкольном образовании". Оказалось, все не понятное и недоступное просто.
Участие в реализации проекта пилотной площадки стало мощным стимулом в освоении новых способов мышления, в разработке необходимых пособий дидактических игр, в оформлении уголка «Познавайкин мир». Уголок получился ярким и очень удобен в использовании.
Небольшой опыт работы и наблюдения показывают, что данная игровая деятельность приходиться по душе нашим детям и вызывает у них большой интерес.
Использование технологии ОТСМ-ТРИЗ приводит к хорошим результатам в развитии детей: обследование показывает положительную динамику в речевом развитии, ребята способны проводить сенсорный анализ объектов окружающего мира, называют до 17 признаков, выясняя причинно-следственные связи между объектами, составляют и читают вопросы к объекту, становятся более уверенными в себе.
Немаловажно и то, что этот процесс положительно влияет на взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах.
Участие родителей в проектной деятельности значительно обогатило её содержание. Они выражают высокую степень удовлетворённости от возможности быть сопричастными к интересным событиям в детском саду.
Подводя итог, можем с уверенностью отметить преимущество ТРИЗ технологии перед традиционными средствами обучения.
В следующем учебном году следует сделать акцент на обучение детей рассказыванию с использованием наглядного моделирования (работа с картинками разного жанра, составление текстов сказочного содержания, заучивание стихотворений и др.).
Подготовила:
воспитатель Пархоменко Н. В.