Аноним
Результаты нарушенного досуга
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня трудности в обучении испытывают многие дети. Об этом пишут и и нейропсихологии, и физиологи и логопеды. Жизнь мелькает перед нашими детьми яркими красками, не давая возможности постоять, рассмотреть, увидеть, сравнить, запомнить, рассказать. И как результат – бедный словарь, невозможность общаться, несформированность высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, ориентация во времени и пространстве, необходимых для чтения и письма.
Публикация «Результаты нарушенного досуга» размещена в разделах
Вы играли в детстве в «Классики»? А в «Вышибалы», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять имен мальчиков…». Эти игры 30-летней давности развивали функциональный базис навыка чтения и письма, коммуникативные навыки, воспитывали волю.
Вспомните себя во дворе дома. А как вы знакомились? «Привет! Давай играть!»- начинаются диалог, игра. А как сейчас дети знакомятся? Никак. Они этого не умеют. Их мамы знакомят, притягивая друг к другу за руки.
Сегодняшние игры в обучении осуществляются на непроизвольном внимании. Ведь для привлечения внимания ребенка к предмету его подают ярким, огромным, неожиданно. Ребенок остановит на нем свое внимание, может даже выполнить какие-то манипуляции. Но это не значит, что он его запомнил. Так же, как мы, увидев утром самолет в небе, посмотрим на него, его след, думая при этом о своем, а вечером вряд ли ответим на вопрос, видели мы самолет сегодня или нет.
Большое внимание следует уделять развитию межсистемных взаимосвязей «глаз-рука-речь» (одновременное движение глаз, руки и говорение). Ведь во время письма мы пишем, проговаривая вслух или «про себя» то, что пишем, следим за тем, что мы пишем, глазами. Начинать надос простых упражнений. «Дельфины» - слежение за мячом в вытянутой руке. Многим детям очень трудно дается удержание взгляда на мяче, поэтому следует добавлять движение языка в ту же сторону. Позже движения рук, глаз и языка выполняются реципрокно, т. е. глаза влево, а руки и язык вправо. Любое упражнение эффективно, если его выполнять 8, 16 или 24 раза, т. е. число повторение должно быть кратно 8.
Игра «Эхо» (с мячом). Повторяя за логопедом цепочку слогов, ребенок на каждый слог подбрасывает и ловит мяч.
Очень полезная игра «Я знаю пять…», когда ребенок стучит об пол мячом и на каждый удар говорит по слову из стишка : «Я знаю пять имен мальчиков: Коля –раз, Петя –два, Сережа-три, Вова-четыре, Миша-пять. Я знаю пять названий деревьев (мебели, транспорта и т. д.). Эта игра сложная, поскольку нужно выполнять точные движения, думать и говорить одновременно, но это развивает не только межсистемные связи «глаз-рука-речь», но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия.
Дифференциацию звуков можно отрабатывать при игре «Руки-ноги». На один звук руки поднимаются, на другой работают ноги- надо встать или сесть на стул.
По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек сделал сам.
Закрепление у детей понятий «гласный-согласный» довольно длительно. Но если произнести звук с движением указательного пальца на рот (есть ли преграда струе воздуха или нет) – гласный или согласный, шею («работает «горлышко или нет)- звонкий или глухой и. т. д.
Звуковые схемы можно собирать из деталей конструктора Лего красного, синего и зеленого цвета. Дети могут «взять слово» в руки, тем самым визуализируется звуковой ряд.
Буквы для наилучшего освоения дети делают сами в трехмерном, осязаемом изображении: из пальчиков, счетных палочек, из пластилина, собирают из деревянного конструктора.
Например, ребенок путал буквы Т и Д. Можно предложить написать большие толстые буквы на листе бумаги, а потом сделать в них дырки (у буквы Т дырок нет).
Для развития межполушарного взаимодействия детям можно предложить упражнения, пр выполнении которых руки пересекают хорду тела. Сначала только движение, затем движение с сопряженной речью.
Раз –хлопок перед собой вытянутыми руками.
Два – правая рука касается левого уха, а левая носа.
Три – хлопок перед собой.
Четыре – левая рука касается правого уха, а правая носа.
Ушко – хлопок перед собой.
Носик – правая рука касается левого уха, а левая носа.
Заце – хлопок перед собой.
Пили – левая рука касается правого уха, а а правая носа.
Вся эта работа необходима многим сегодняшним детям: их паспортный возраст часто не соответствует физиологическому, т. е. отдельные структуры головного мозга в силу каких-то причин намного задержались в своем развитии. Таким детям нужно своевременно помочь. Ребенок не научится читать и писать как одноклассники. И скорее всего на приеме у невролога родители услышат слово дисграфия или дислексия.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, дислексия- частичное нарушение процесса чтения.
Таким образом, во избежание усугубления будущих школьных трудностей необходимо обследование у нейропсихолога и невропатолога. Поэтому своевременная профилактика в виде рекомендуемых игр и упражнений важна в коррекции этих несовершенных навыков. А это значит, что ребенок в будущем не будет находиться в ситуации неуспеха, которая может привести к отказу учиться и нарушениям личностного развития.