Татьяна Чекасина
Педсовет для педагогов «Результаты мониторинга уровня развития психических процессов детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – личностное развитие.
* Формируется самооценка, очень важно положительное отношение взрослого к ребенку.
* Появляется способность самостоятельно оценивать свои поступки по полярному принципу: хорошо или плохо.
Особенности поведения
* Учится управлять своим поведением, знает, что можно и что нельзя, т. е. начинается становление произвольности поведения.
* Ребенку становится интересен не только процесс работы, но и конечный результат.
* Растет потребность продемонстрировать свои достижения и сравнить с тем, что умеет другой.
Публикация «Педсовет для педагогов „Результаты мониторинга уровня развития психических процессов детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мониторинг
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
* Резко возрастает количество и острота конфликтов. При этом ребенок пытается объяснить свои притязания: «Я первый сказал!», «Я лучше знаю!». Усиливается напряженность в отношениях, ребенок часто агрессивен или, наоборот, застенчив.
* Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Некоторые дети уже в этом возрасте способны поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
Познавательная активность
* Появляется более стойкий интерес к определенным видам деятельности.
* Проявляет любознательность в общении со взрослыми в совместных играх и занятиях. Развивается познавательная потребность, он задает взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы. Взрослый становится для ребенка источником знаний, эрудитом.
Цель исследования: индивидуальное обследование детей по определению уровня развития психических процессов и соответствие их возрасту.
Задачи:
1. Диагностика психических процессов: восприятие, внимание, мышление, воображение, память, речь
2. Исследование моторики
Дата обследования: ноябрь 2014
Объект обследования:
дети средних групп - 26 человека:
5 группа - 15 человек;
8 группа - 11 человек;
Для обследования детей использовался комплект материалов «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой.
Внимание.
* Увеличивается устойчивость внимания, начинается становление произвольного внимания.
* Занимается интересным делом в течение 15—20 минут.
Память.
* Запоминает по просьбе взрослого 4-5 названий предметов, слов.
* Ребенок начинает прикладывать волевое усилие к тому, чтобы удержать внимание, запомнить.
* Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Мышление.
* Формируется наглядно-образное мышление (может собрать разрезную картинку из 4 частей без опоры на образец).
* Формируются мыслительные операции: сравнение, синтез, классификация, обобщение (группирует предметы по 1-2 признакам, исключает лишнюю картинку).
* Начинает формироваться понятийное мышление. Появляются первые упрощенные, примитивные понятия о реке, море, улице и т. д.
Восприятие.
Воспринимает в предметах то, что ярко выделяется.
В этот период формируются представления:
* 5 – 6 геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);
* 6 – 7 цветах спектра, белом и черном, оттенках;
* параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);
* пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);
* времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.);
* об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)
Воображение.
* Придумывает простые истории на заданную тему.
* Дорисовывает какое-либо изображение.
* Может планировать игру перед тем, как начать играть.
* Рассказывает невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
Вывод и рекомендации.
Низкий уровень. Составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно.
Ниже среднего уровень. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация).
Средний уровень. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию).
Высокий уровень. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой. У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.