ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА ГОПКАЛО
Консультация для педагогов «Развитие психических процессов у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ»
Подготовила: педагог-психолог первой
квалификационной категории
Гопкало Людмила Ивановна
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие психических процессов у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Психическое развитие ребенка - сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Но основным его содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.
В последние годы в лаборатории психологии НИИ дошкольного воспитания АПН России были проведены исследования позволившие глубоко проникнуть в содержание умственных способностей, развивающихся в дошкольном детстве. Выяснилось, что основа развития этих способностей - овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач, условных заместителей, реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначальное замещение возникает в детской игре, когда кубик начинает обозначать кусок мыла, а палочка - термометр. Позднее не только предметы начинают обозначать другие предметы, но и сам ребенок, беря на себя роль, обозначает тем самым другого человека - доктора, маму, продавца.
Игровое замещение - начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинных значений слов, которые не только обозначают предметы и явления, но и указывают на то, какие признаки этих предметов являются важными, существенными.
Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования обозначений, чертежей, схематических рисунков, изображений и т. д., ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели «в уме», представлять себе их с помощью того, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.
Игры и упражнения направленные на развитие психических процессов у детей от 3 до 7 лет использовались в исследовании проводимом во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. Дошкольникам предлагалась усложняющаяся система заданий на замещение и наглядное моделирование, включенная во все виды детской деятельности и во все типы занятий, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Были подобраны те игры и упражнения, которые могут быть представлены детям каждого возраста без предварительного обучения.
Задания группировались следующим образом:
1. На обозначение предметов;
2. На анализ построения предметов;
3. На выделение пространственных отношений;
4. На использование логических отношений;
5. На создание новых образов.
Первый тип заданий предполагает использование детьми разного рода заместителей, обозначение с их помощью разнообразных предметов. Причем в одном случае заместители обладают сходством с обозначающими предметами по тем или иным признакам, в другом имеют чисто условный характер. Задания формируют у детей как умение выполнять действие замещения _. Обозначать предметы теми или иными заместителями, так и обратное умение «расшифровывать» значение заместителей, подбирать к ним соответствующие предметы. К этому же типу заданий относятся загадки, содержащие словесные обозначения признаков предметов, за которыми необходимо «увидеть» сам предмет.
Три последующих задания направлены на развитие способностей к наглядному моделированию. Два из них посвящены выделению и обозначению при помощи наглядных моделей различных отношений между предметами и их частями. Это - пространственные отношения, обозначенные при помощи схем, чертежей, планов.
Цель подобных заданий - усвоение детьми связей между моделями и представленными объектами (предметами и пространственными ситуациями).
Еще один, четвертый, тип заданий способствует освоению логических операций. Он требует группировки объектов или их расположения по определенному принципу на основе выделения и учета существенных признаков. Наглядные модели выражает здесь сам принцип решения задачи.
Наконец особую (пятую) группу представляют задания, в которых обозначение при помощи заместителей (знаков и символов) и использование наглядных моделей служит основой для создания новых образов. Они также развивают способности к замещению и наглядному моделированию, но в условиях решения задач на воображение - самостоятельное придумывание рисунков, рассказов, сказочных событий и др.
Заданиям придана игровая форма доступных и интересных для детей упражнений. Все они апробированы на практике и распределены по возрастным группам. Начиная со второй младшей. Игры и упражнения: «Придумай сам», «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Посади огород», «Загадки и отгадки», «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Через ручеек». «Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Сложи картинку». «Нарисуй палочками картинку», «Поезд», «Какая игрушка?», «Что это такое?», «Дети на прогулке», «Камушки на берегу», и т. д.