Татьяна Михайловна Белевич
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей
Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно-ориентированную модель, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Поэтому мы, дошкольные педагоги, в частности, учителя-логопеды детских садов должны учитывать двусторонность процесса обучения.
Публикация «Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Ребусы, шифровки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
С одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны-создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача-в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли педагог понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать "созревание" всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности: физической, эмоционально-волевой,интеллектуальной и коммуникативной. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия. Все это играет главную роль в овладении системой понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития.
Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя.
Принцип развития определяет исходящую позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы.
Поэтому-главная цель образования на этапе дошкольного детства создавать условия и подготавливать детей к непрерывному самообразованию.
Поработав некоторое время в школе, я поняла, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В конце первого, в начале второго года обучения в логопедической группе дети-логопаты уже могут решать простейшие ребусы и разгадывать несложные кроссворды.
Но сначала дети должны овладеть процессом звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Работая с детьми над развитием фонематического восприятия и овладения звуко-слоговой структурой слова, мы часто сталкиваемся с таким положением: пройден первый этап обучения - поставлены звуки, ребенок правильно употребляет их в словах и фразах, справляется с начальными видами работ по звуковому анализу, правильно определяет количество звуков и слогов в отдельном слове.
Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и употребления приобретенных навыков в самостоятельной речи. В своей повседневной речевой практике дети должны в доли секунды справиться с трудной для них задачей-правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. А именно этих практических навыков, свободного неосознаваемого владения речевыми средствами и не хватает нашим детям.
Необходимость развивать, усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, мышления, накопить количество, улучшить качество его умений, заставляет нас, логопедов, постоянно искать и расширять практический материал, тренирующий речевой слух, четкость восприятия, слуховое и зрительное внимание.
Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строила поэтапно:
-Выделение в словах первого гласного звука.
-Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
-Определение наличия либо отсутствия в словах определенного звука.
-Определение последнего гласного звука в словах.
-Выделение ударного гласного в словах.
-Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (-АМ-,АХ-,-ОХ- и т. д.)
-Определение первого согласного звука в словах.
-Определение последнего согласного звука в словах.
-Определение гласного звука в середине односложных слов (-мак-, -лук-, кот-, -кит-)
-Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.
-Анализ таких слов.
-Определение позиции гласного звука в словах (начало,конец).
-Определение количества слогов в словах.
-Определение нескольких гласных звуков в словах.
-Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (-мама-, лапа-,-липа.).
Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать.
Подготавливая детей к школьному обучению, использовала в своей работе звуковые символы. (Звук нельзя увидеть. Его можно только услышать, А увидеть можно букву.)
Вместе с детьми устанавливаем связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, пытаюсь вызвать у них зрительные ассоциации (на что похожа буква).
Для закрепления зрительного образа буквы предлагаю детям игры-упражнения:
-составь букву из: палочек, ниточек, веточек.
-выложи букву из: семечек, крупы, косточек, ракушек, плодов каштана, бобов, горошин и т. д.
-вылепи букву из пластилина,теста,глины.
-составь букву из готовых элементов.
-добавь недостающий элемент.
-обведи букву по трафарету, заштрихуй ее, и т. д.
-нарисуй букву пальчиком на ладони, на спинке друг друга, в воздухе, на листе наждачной бумаги.
-напечатай букву в тетради.
Все эти упражнения способствуют профилактике оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза обусловлена недоразвитием фонематического анализа:
-пропуски гласных.
-пропуски согласных при стечении.
-перестановки букв.
-добавления букв.
-пропуски, добавления, перестановки слогов.
Дети старшего дошкольного возраста должны владеть теми видами звукового анализа, которые им доступны:
1. Узнавание звука на фоне слова.
2. Определение места звука в слове (начало,середина,конец).
3. Выделение звука из начала и конца слова.
Для закрепления материала важно подключать сохранные анализаторы, поэтому используются звуковые схемы, и различные
дидактические игры: («кто в домике живет», «кто поедет в вагончике», «помоги гномику дойти до домика», «зоопарк», «цирк»… и т. д.) Постепенно дети начинают «чувствовать» звуковой состав слова.
Затем вводятся понятия «слова-предметы», «слова-действия», вводятся понятия «предложения», добавляются понятия «слова-признаки», «предлоги», составляются схемы предложения.
А оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза,пространственных представлений. При этой форме дисграфии наблюдаются следующие нарушения:
А).Искаженное воспроизведение букв на письме.
Б).Замены и смешения графически сходных букв (п-т,л-м,и-ш,в-д, э-с,
В).Зеркальное написание букв, письмо слева-направо.
Если ребенок не умеет сравнивать предметы по величине, по форме, не умеет ориентироваться в пространственном расположении предметов, ему будет сложно усвоить различия в начертании оптически сходных букв.
Важно в дошкольном возрасте научить ребенка :
1).Понимать значение предлогов,обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
(покажи, где попугай в клетке, за клеткой, на клетке и т. д.)
2).Знать левую и правую стороны пространства.
Речевая проба Хеда: ( инструкция: возьмись левой рукой за правое ухо, покажи правой рукой левый глаз и т. д.)
Для устранения этих нарушений используются различные упражнения: графические диктанты, графическое воспроизведение направлений стрелками.
3).Развивать зрительный анализ и синтез –
Для этого использую след. дидактическе игры:
- «найди различия»,
- «что перепутал художник?»,
- «чего не хватает?»
- «составь целое из частей» ,
- «собери букву из элементов»,
- «узнай зачеркнутые буквы»,
- «допиши букву» ,
- «узнай буквы, наложенные друг на друга»,
- «найди правильную букву») и т. д.
Все эти упражнения помогут создать ребенку в своем воображении устойчивые образцы букв. Когда ребенок хорошо научился узнавать буквы в разных положениях, он без труда может разгадывать и читать различные изографы.
Сначала предлагаю детям увидеть в изографе силуэт, очертание самого предмета. Потом находим буквы, которые расположены необычно, по-разному в этом изографе. И, наконец, из этих букв составляем и выкладываем слово.
Не менее сложный вид работы- это разгадывание ребусов.
Навык формируется постепенно, а работа по формированию навыка идет поэтапно-от простых заданий к более сложным.
Игры с буквами:
1.«Какая буква потерялась?» (от однослоговых слов до сложных)
2.«Найди в слове ошибку» (Кит-кот,лужи-лыжи,дочка-бочка)
3.«Какое слово спряталось?»
4.«Чем отличаются слова?»
5.«Какой буквы не стало?»(краска-каска,слон-сон,слова-сова и т. д.)
6.«Поменяй слоги местами и составь слово» (сос-на___на-сос и т. д.)
7.«Поменяй буквы местами» (сон-нос,старик-стирка, сила-лиса)
8.«Кто больше слов найдет?» (читать слова по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали и т. д.)
9.«Найди: «Каркающие слова»- (КАРман,КАРтошка,КАРта)
«Мурлыкающие слова»- (леМУР, МУРзилка,МУРка)
«Квакающие слова»- (аКВАриум,тыКВА,КВАртира,
«Пищащие»- (ПИанино,ПИонеры,каПИтан, ПИрамида)
«Рычащие»- (гоРЫ, коРЫто,ноРЫ, Рыба) и т. д.
Овладев этими навыками, дети постепенно овладевают и навыками разгадывания ребусов и кроссвордов.
Следует напомнить детям лишь некоторые правила для разгадывания ребусов и кроссвордов.
Например, дети узнают, что:
-запятая в ребусе означает отсутствие буквы в слове.
-запятая в начале означает отсутствие первой буквы слова, а в конце_- последней.
-предлог, зашифрованный в ребусе, может стоять,как в начале слова, так в и середине (НАташа, соВа, дУб, ПОле, ПОДвиг и т. д.)
- в кроссворде : в клеточку можно вписывать только одну букву.
К концу года дети подготовительной группы сами пытаются "зашифровать" слова, свои имена и фамилии в ребусы.
Хотелось бы отметить, что для полноценной профилактики дисграфии необходим тесный контакт логопеда с родителями и воспитателями.
Необходимо совместно обсуждать проблемы и программу коррекции.
Важно предъявлять к ребенку единые требования.