Татьяна Николаевна Колодина
Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Сегодня у меня дебют – я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер – классе. Прошу строго меня не судить, т. к. этот вид работы я выполняю впервые, а быть моими помощниками, моей командой единомышленников. Чтобы понять, что мы единое целое, мы идем одной дорогой- воспитание гармонично развитой личности, я предлагаю сыграть в игру «Мы команда». Цель игры – сплочение коллектива.
Я хочу попросить вас встать в круг, взяться за руки, выполнять задания быстро и четко. Выполнять нужно дружно, как одно целое.
Публикация «Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Игра № 1 «Мы команда» : - Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямой угол.
- Спасибо, большое! Мы справились с этим заданием успешно, т. к. мы проявили себя дружной командой.
Сейчас я хочу рассказать вам о том, почему же я обратилась к теме «Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста»
Кадр № 1
Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых, агрессивных и гиперподвижных детей, воспитывать сознательную дисциплину. Исходя из этого, возникли ряд актуальных проблем:
Кадр № 2
1. Нестабильные социально – экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно – психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, агрессии, который представляет собой наиболее значимый риск – фактор, ведущий к нервно – психическим заболеваниям человека.
2. Сильная зависимость между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. У агрессивных детей имеются трудности в общении, поведении. Психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем, и в будущем.
3. Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности и агрессии личности, которые должны носить не узко функциональный, а общий личностно – ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах агрессии.
Кадр № 3
Целями работы педагога – психолога в данном контексте являются:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- преодоление тревожности;
- снятие агрессии;
- обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева, отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
- формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
- обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умениям владеть собой;
- работа с родителями агрессивных детей.
Кадр № 4
Какого же ребенка можно назвать агрессивным? Четких критериев нет. И все же практически в каждом детском коллективе выделяются постоянные агрессоры и те, у кого вспышки гнева бывают гораздо реже.
Какие черты присуще агрессивным детям?
- эти дети часто перекладывают на других свою вину;
- видят постоянную угрозу нападения или обиды в окружающих;
- чаще испытывают негативные эмоции;
- они фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других.
Агрессоры бывают разными : клоуны, деды и садисты.
Кадр № 5
В начале года я провожу диагностику для выявления детей замкнутых и застенчивых, агрессивных и гиперподвижных. Результаты на экране. Диагностика проводилась мною в группах № 2 и № 6. Обследуемых детей было 38, из них девочек – 15, мальчиков – 23. Возраст детей на момент обследования 6 – 6,5 лет. Для этого я использовала тест «Несуществующее животное». Цели теста – исследование уровня агрессивности. Из 23 детей находящихся в группе, выявлено 15 детей с повышенным уровнем агрессивности – 54%, у 8 детей отсутствует этот признак, что составило 46%. В группе из 15 детей находящихся в группе, выявлено 11 детей с повышенным уровнем агрессивности – 73%, у 4 детей отсутствует данный признак, что составило – 27%.
Релаксация.
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, все напряжение из нее умчалось прочь куда – то.
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Все тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко,
Мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнутся через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
Опираясь на результаты диагностики, мною была разработана система игр для профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. В нее входят игры – иммитации, релаксации, сказкотерапия, игры –саморегуляции, точечный парный массаж, пуговичный массаж, изотерапия, танцевально –двигательная терапия. Некоторые из них я предлагаю вам посмотреть на слайдах.
Кадр № 6
1. Игра «Медведь и дровосеки». Цели игры : снятие психоэмоционального напряжения участников, развитие координации движений.
2. Игра «Дождь в лесу». Цели: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы, учить детей выполнять имитационные движения по словесным заданиям.
3. Игровой точечный массаж. Цели: развивать межполушарное взаимодействие, межанализаторные связи, вестибулярно – моторную активность, организовать действия другого человека с помощью речи, развитие мелкой моторики.
4. Рисуночная терапия на тему «Агрессия». Цели: снизить психоэмоциональное напряжение, помочь достичь полного сосредоточения на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключения от неприятных мыслей.
5. Работа с родителями и детьми. Сделаны плакаты «Устами младенца», «Что такое радость?» для родителей. Цели: развивать отношения партнерства и сотрудничества родителей с детьми, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, настроить детей и взрослых на активную работу.
6. «Ругаемся овощами» (с воспитателями). (Реб. В детском саду №2 – 2014, стр. 86). Цели: снижение уровня агрессивности на вербальном уровне.
- Я хочу предложить вам еще одну игру, называется «Ругаемся овощами».
- У вас в группе назревает конфликт, очень много хочется сказать неприятных слов своей сотруднице. Но эти неприятные слова мы заменим словами – названиями овощей, вложив при этом эмоции.
Вывод: - Можно выйти из конфликтной ситуации таким образом, при этом не оскорбляя друг друга.
7. «Бумажные мячики». Цели: дать детям возможность вернуть бодрость и активность.
8. «Упражнения на расслабления». Цели: снятие психоэмоционального напряжения, снятие усталости, учить управлять своими эмоциями.
Моделирование.
- Я ознакомила вас лишь с несколькими видами упражнений, игр, которые можно применять для снятия и профилактики агрессии у детей. Хочу предложить вам подумать о том, где и как вы можете использовать в своей работе данные игры.
Группа № 2. «Ругаемся овощами».
Группа № 3 «Рисуночная терапия»
Группа № 6 «Пуговичный массаж»
Группа № 5 «Парный массаж» или «Работа с родителями».
Итог - Я надеюсь, что время мы сегодня с вами потратили не зря. Вы сможете использовать в своей работе те методы и приемы, показанные на мастер – классе. Я благодарю за помощь и совместную работу, хочу прочитать стихотворение «Учитесь управлять собой».
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять….
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех кто, рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
- А еще я хочу предложить вам небольшой подарок. Предлагаю вашему вниманию мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несет в себе мощный заряд положительной энергии, который так необходим в нашей стремительной жизни.
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.