Парфененкова Ирина
Релаксационный тренинг для дошкольников. Методическая разработка. Окончание
▼ Скачать + Заказать документы
Релаксационный тренинг для дошкольников. Методическая разработка. Окончание
Занятие № 9.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят:
Один за всех, и все за одного!
9.1. Игра «Гусеница».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить умение координировать свои действия с действиями других.
Оборудование: Воздушный шар или детский мяч.
Публикация «Релаксационный тренинг для дошкольников, Методическая разработка, Окончание» размещена в разделах
Содержание: Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, которая передвигается по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между спиной и животом стоящих друг за другом детей зажать воздушный шар или детский мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго запрещается! Первый в цепочке держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту».
9.2. Массаж пальцев «Матрёшки».
Цель: Расслабить мышцы пальцев.
Содержание: Психолог.
Мы – красавицы Матрёшки –
Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять.
Поочерёдно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой.
Нас не трудно сосчитать:
Сжимать и разжимать пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять!
9.3. Релаксационное растягивание «Снеговик».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
Содержание: Дети сидят на полу. Психолог предлагает им представить, что они только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
9.4. Массаж ног «Башмачки».
Цель: Расслабить мышцы ног.
Содержание: Психолог вместе с детьми.
А-чки-чки-чки!
Стоя на месте, перекаты с пятки на носок.
Мы купили башмачки!
Ой, какие мы купили
Не отрывая носков от пола, постукивать пятками.
Весёлые башмачки.
Разок шагнёшь,
Шаг на месте на всей стопе.
Другой шагнёшь,
А потом, потом, потом
Кружение на всей стопе.
Плясать пойдёшь.
9.5. Релаксация «Потянулись-сломались».
Цель: Освоить и закрепить позу покоя.
Содержание: Дети стоят, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрываются. Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать ещё выше (реально пятки на полу… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслаблено, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его».
9.6. Релаксация «Водопад».
Цель: Расслабить мышцы тела.
Содержание: Психолог: «Дети, сядьте удобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове…Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает вам стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становиться мягкой и расслабленной. Свет течёт по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как и они тоже расслабляются и вы сами, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам чувствовать себя расслаблено и комфортно.
Пусть свет течёт также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…Немного потянитесь,
Выпрямитесь и откройте глаза.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Дети стоят вокруг свечи. Психолог зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Потяните руки к огню и возьмите частичку его тепла.»
Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Психолог читает стихотворение:
Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.
Занятие № 10.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят:
Один за всех, и все за одного!
10.1. Игра «Корабль и ветер».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; настроить детей на рабочий лад.
Содержание: Психолог: «Дети, представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Глубоко вдохните, сильно втяните6 щёки…А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
10.2. Упражнение «Муха».
Цель: Расслабить мышцы лица.
Содержание: Психолог: «Дети, представьте, что прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили носом, и щёки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось всё лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинами. Ещё сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становиться гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!»
10.3. Упражнение «Черепашка».
Цель: Расслабить мышцы плеч и шеи.
Содержание: Психолог: «Дети, а теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, но солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке, Но берегитесь, приближается ещё большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своём домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть. Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.
10.4. Упражнение «Лимон».
Цель: Расслабить мышцы рук.
Содержание: Психолог: «Ребята, представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый, Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Сжимайте всё сильнее, Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
10.5. Массаж тела «Лягушата».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
Содержание: Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Психолог:
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьём.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Вместе весело, друзья!»
10.6. Упражнение «Заборчик».
Цель: Расслабить мышцы живота.
Содержание: Психолог: «Дети, а теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, ещё тоньше, ведь вам очень нужно пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становится тёплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая… Ну всё, вы пробрались, ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Всё хорошо, вы чувствуете себя спокойно.
10.7. Упражнение «Илистая лужа».
Цель: Расслабить мышцы ног.
Содержание: Психолог: «Ребята, представьте, что вы стоите босиком в большой с илистым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся… Не правда ли, какое это приятное чувство?. Опять шагните в лужу. Вдавливаёте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Всё сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Всё, напряженье ушло. Вы чувствуете в ногах лёгкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.
10.8. Игра «Шалтай-Балтай».
Цель: Расслабление мышц рук, спины и груди; освоение и закрепление позы покоя.
Содержание: Психолог: «Давайте поставим маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» падаем на пол.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Дети стоят вокруг свечи. Психолог зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Потяните руки к огню и возьмите частичку его тепла.»
Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Психолог читает стихотворение:
Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.