Людмила Бутова
Рекомендация по организации познавательных игр, направленных на развитие сенсорного опыта у детей
▼ Скачать
Рекомендация по организации познавательных игр, направленных на развитие сенсорного опыта у детей.
Цель: организация ежедневных развивающих занятий по сенсорному развитию дошкольников в детском саду и дома.
Задачи:
Дополнить, обобщить и систематизировать знания об особенностях организации сенсорного развития дошкольников.
Развивать умение взрослых организовать игру, взаимодействие с детьми разного возраста, используя одно и то же игровое развивающее пособие.
Публикация «Рекомендация по организации познавательных игр, направленных на развитие сенсорного опыта у детей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Развитие зрительного восприятия предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Дети знакомятся с основными цветами и их оттенками, геометрическими фигурами и их объемными формами. Формируются представления о размерах. Дети учатся воспринимать предмет в целом и как целое, состоящее из частей.
Развитие слухового восприятия происходит при целенаправленном процессе восприятия музыки, различных звуков по темпу, ритму, настроению.
Тактильное восприятие развивается посредством тактильных ощущений. Ощущения помогают формировать целостные образы предметов. Исследуя предметы и объекты окружающего мира на ощупь, имеющиеся представления о предметах обогащаются, запоминание особенностей предметов облегчается.
Дети с достаточным развитием мелкой моторики способны логически рассуждать, обосновать и доказать свой выбор, хорошо развиты память, внимание, мышление и связная речь.
Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка. Перебирая крупы, рисование на подносе с мукой, игры в песочнице, поиск игрушек в контейнере с крупой (мукой, нанизывание бусин – это упражнения, направленные на формирование усидчивости, воспитывают терпение, трудолюбие, успокаивают нервную систему, координируют зрительно-моторные навыки.
Дошкольный возраст – прекрасное время для приобретения ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде.
Любая игра позволяет ребенку познавать окружающий мир, развивать свое восприятие, мышление, память, внимание, формировать навыки адекватного поведения.
Предлагаю вашему вниманию простые и главное познавательные игры, которые вы можете организовать с детьми. Они направлены на развития сенсорного опыта у детей в детском саду и в домашних условиях.
Игра «Прятки»
Дети очень любят играть в прятки. Вот и поиграйте с ними. Предложите с закрытыми глазами ребенка на ощупь узнавать свои игрушки. На улице попросите малыша закрыть глаза и попробовать угадать предмет, что вы ему дадите: палку, шишку, камень, песок, лист, цветок.
Игра «Угадай-ка»
Когда вы играете с ребенком, можете пощекотать пяточки и руки малыша пальцами, перышком, варежкой, шероховатым мячиком, карандашом. А потом, предложите завязать глаза, и угадать, каким предметом прикасаетесь к нему на ощупь. Дети запоминают на ощупь руки мамы, папы, бабушки, тети. А потом с закрытыми глазами находят руки своей мамы среди сидящих людей на диване.
Игра «Найди свой домик по цвету»
Дайте ребёнку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
Игра «Угадай на вкус»
Нарежьте небольшие кусочки овощей и фруктов: яблоко, лимон, апельсин, соленый огурец, банан, киви и т. д. Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
Игра «Мамины помощники»
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать фасоль и более крупные крупы.
В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
«Месим мы тестечко,
Ставим его в печку
Будут скоро из печи
Булочки и калачи».
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять-таки сенсорный опыт! А если в конце игры ребёнок откопает «сюрприз» (игрушка, угощение, это будет лучшая награда для него.
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».
Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы
Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти сови цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.
Дидактическая игра «Цветные корзинки»
Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет; учить группировать предметы по общему признаки.
Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
Ход игры: - Спросить у детей, какого цвета корзинки?
- Какого цвета бантики у собаки на шее?
- Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и т. д.
Дидактическая игра «Оживи натюрморт».
Цель: уметь определять на ощупь фрукты.
Материал: карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.
Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание: с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Цель: продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.
Материал: фрукты - апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.
Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.
В игры по сенсорному развитию можно играть абсолютно в любых условиях, даже в транспорте, в поликлинике, ожидая приема, на прогулке. Показывая и рассказывая о разных частях тела человека, можно изучать их предназначение, цифры и понятия много и один. Волос на голове и пальцев – много, а рот и нос – один. Руки, ноги, уши, глаза – по два, а голова – одна. Глаза нужны,чтобы видеть, уши слышать, рот говорить, ноги бегать, а голова, чтобы думать.
Это лишь малая часть того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!