Приложение МААМ

Рекомендации воспитателям по разработке планирования темы «Знакомство дошкольников с народным искусством»

Потяркина Елена Викторовна
Рекомендации воспитателям по разработке планирования темы «Знакомство дошкольников с народным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы

Потяркина Елена Викторовна,

старший воспитатель ГБДОУ детский сад №17

комбинированного вида Санкт-Петербурга

Рекомендации воспитателям по разработке планирования темы

«Знакомство дошкольников с народным искусством».

[/b]

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальны

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

Публикация «Рекомендации воспитателям по разработке планирования темы „Знакомство дошкольников с народным искусством“» размещена в разделах

сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Начинать работу можно с детьми с подбора разных альбомов: «Каргопольская игрушка», «Хохломская роспись», «Цветочные узоры Полхов – Майдана» и др., чудо узоров и картин на тему «Русское народное декоративно – прикладное искусство»; также подбирать иллюстрации, фотографии, размещать изделия в группе на выставке. Затем с детьми рассматривать изделия, беседовать о талантливых народных умельцах и обращать внимание на то, какие для этого используются материалы, орнаменты, цвета. В подготовке к занятию использовать книги: Бардиной Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры», и Богатеевой З. А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях».

В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги. Дети с педагогом прочитают былины, сказки, в которых встречаются предметы быта, рассматрят картинки. Сказки учат детей добру, уважению к трудовым делам. Также дети поработают с раскрасками, отгадывают загадки, примут участие в беседах про русскую избу и рассмотрят иллюстрации.

Следующий этап – это организация работы по обучению детей отображению мотивов народного орнамента в аппликации и рисовании:

- знакомство с русским национальным костюмом (изготовление аппликации «Девушка в русском сарафане»)

- знакомство со сказочной гжелью (можно расписывать с детьми посуду)

- знакомство с золотой хохломой (рисование узоров и распись тарелочки)

- знакомство с народной игрушкой (рисование красками матрёшки, филимоновских олешек, каргопольских игрушек и др)

- знакомство детей с прялкой (изготовление аппликации, украшение прялки)

- знакомство детей с вологодским кружевом (мастер – класс или презентация)

- украшене аппликацией посуды

- знакомство детей с вышивкой (украшение краев полотенца и варежки)

- рисование дома и украшение его

- знакомство с игрушками из дерева

- изготовлени игрушки из пластилина

- самостоятельное с педагогом плетение пояса и ремешков

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, воспитывает уважение к труду.

О русском (славянском) орнаменте (материал для ознакомления и использования в образовательной деятельности)

Еще в конце 19 – начале 20 веков в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, т. е. вещи изготовленной за 1 день. Иногда во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или день изготавливали вещь.

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.

Ученые отмечают три значения орнамента:

1. Слава божеству! Праздник.

2. Просьба плодородия.

3. Благодарность Богу за содеянное.

Оказывается, орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил и духов, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда касалась открытого тела: рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Кроме того, орнаменты защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды, сближать с окружающей природой. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу.

И еще свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать /подарить/ последнюю рубаху.

Все узоры на рубахах берут начало в славянской мифологии. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений, они тоже стилизованы.

В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

. Узоры складывались из следующих элементов:

- Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными. Косые линии - дождь, пересекающий путь к солнцу;

- Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

- Квадрат (или ромб, поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.

- Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. Преграда и отвращение зла.

- Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.

- Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня.

- Месяц – Знак луны, месяца.

-Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.

- Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.

- Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца. По направленности вращения (посолонь / противосолонь) различают знак светлого Солнца – благотворная, созидательная Сила; темного Солнца Нави – разрушительная Сила.

- Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

- Птица – талисман, оберег, является одним из воплощения духа огня на земле.

- «Петушок-золотой гребешок»- сидит на небесном своде, не боится ни огня, ни воды. Отгоняет нечистую силу, охраняет от пожара.

- Сокол – сравнивали с добрым молодцем.

- «Сорока-белобока» - приносит вести.

- Ворон – вещая птица, приносит бурю, живую и мертвую воду.

-«Совушка-умная головушка» - символ мудрости.

- Спираль - символ мудрости. Мощнейший отвращающий знак для всех.

- Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

- Звезда – Материнский символ символизирует величие матери, ее особую роль в жизни человека.

- Звезды - Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, — это представление о структуре Вселенной, звезды – одна в другой, в восьмиугольном обрамлении –

Означают, любовь матери к детям и их ответное чувство.

- Птица - Символ души человека, парные птички обычно символизируют жениха и невесту.

Птица — это и обитатель мира небесного; следовательно, обладает способностью влиять на судьбу человека.

В орнаменте одежды крестьян чаще всего встречались изображения символов жизни и плодородия. Определенный тканый или вышитый узор обретал магическое значение, служил залогом здоровья и счастья.

На выбор цвета оказывала влияние не только символика. Ткани в прошлом окрашивались только растительными красками, а красный цвет добывали из сорняка марены, росшего в каждом огороде.

Цвет - это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в русском орнаменте является белый, красный и синий. Цвет находится в определенной связи, практически, со всеми явлениями и категориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир.

• Белый - невинность, частота.

• Желтый – цвет солнца, тепла, ненавязчивости, интеллекта.

• Красный - кровь (сила, огонь (защита, материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.

• Зеленый - развитие юности, рост, надежда, спокойствие, жизнь.

• Синий – символ старости, неба, воды; сине-фиолетовый – сокровенные знания.

• Черный – физическая дряхлость, темные сущности теневого мира.

Цвет воспринимается не только как эмоционально-художественная категория, но и как возрастная характеристика: чем моложе женщина, тем ярче и красочнее ее костюм, больше в нем радостных красных или красно-оранжевых тонов. С возрастом – темнее и проще одежда, меньше в ней украшений и вышивок, сдержанно и скупо использует мастерица красную нить.

Русский народный костюм – свидетельство не только богатой традиции художественных ремесел. Высокий вкус, поэтичность древних орнаментальных символов. Мудрое сочетание красоты и пользы отразили духовный облик народа. Народный костюм стал неиссякаемым источником творчества для многих современных художников, он дал жизнь различным направлениям декоративного искусства, современному моделированию.

До наших дней многие русские красавицы увлекаются различными орнаментами и создают восхитительные народные костюмы!

Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Рекомендации для педагогов по выбору темы и оформления результатов проектаРекомендации для педагогов по выбору темы и оформления результатов проекта Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы (проекта). Первый этап. Выбор темы исследования. Необходимо.

Рекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольниковРекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольников Рекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Ленд-арт. Знакомство дошкольников с искусством составления данмалыЛенд-арт. Знакомство дошкольников с искусством составления данмалы Знакомство дошкольников с искусством составления данмалы. Воспитатель – Кадохова М. А. Вот и наступило самое красивое и живописное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации воспитателям по разработке планирования темы «Знакомство дошкольников с народным искусством»
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 23:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации воспитателям по разработке планирования темы «Знакомство дошкольников с народным искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Потяркина Елена Викторовна (УИ 3145944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД