Ирина Киль
Рекомендации воспитателям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации воспитателям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Понятие о праве.
Право –Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Право –Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-н. делать, осуществлять.
Право –Возможность действовать, поступать каким-н. образом.
Публикация «Рекомендации воспитателям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Право –Основание, причина.
Правое воспитание –это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.
Особенности правового воспитания детей.
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны. Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер. Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения. Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка. Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет. К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия. Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов. нравственно-правовые представления — первый компонент; нравственно-правовые суждения — второй компонент; ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.
Документы защиты прав ребенка
Детские права защищают как международное, так и российское законодательство. Во Всеобщей декларации прав человека есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество. Для такой правовой защиты требуется дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут родители и педагоги. Следующим документом по правовому воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в 1924 году и остается актуальной по сей день.
В 1959 году ООН принял еще один документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на формирование счастливого детства у наших малышей. Другим документом прав ребенка является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах ребенка.
Для этого в 1974 году была составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и вооруженные столкновения. На протяжении многих лет общество создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось спокойной. Ребенок должен расти в благоприятных для него условиях и должен знать, на что он имеет право.
Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении. От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.
Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей : объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан; характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам; способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.
Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.
Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.
Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.
В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека. Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания. Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно. Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.
Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами, то могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.
Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактические. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу. Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.
В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно 3 подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.
Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.
Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.
Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей. В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий.
Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей. Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки.
Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей. Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными. Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.
Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения. Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям. Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.
В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав. Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны. Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека. В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей. Особенности правового воспитания дошкольников через игру Игра способствует становлению нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме. Сюжеты игр могут быть различными. Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации. Можно рассмотреть несколько игр, способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Структура правового воспитания старшего дошкольника
Правовое воспитание ребенка осуществляется через структурные компоненты и разделяется на несколько блоков.
В качестве первого блока рассматривают логико-нормативный, когда ребенок получает элементарные знания о своих правах. Таким образом, ребенок получает нравственно-правовую информированность.
В эмоционально-образном блоке воспитывается отношение ребенка к правам, своим и чужим. Ребенок усваивает правила поведения, учится ценить и адекватно оценивать свои и чужие поступки с позиции правового аспекта. Поведенческий блок предусматривает обучение ребенка проявлять активность в правовом поведении. Такие случаи встречаются очень часто и затрагивают все виды деятельности дошкольника.
В результате правового воспитания у детей формируются основы нравственно прагматического поведения и бескорыстно-нравственного.
В первом случае речь идет о контроле поведения ребенка со стороны взрослого, даже вплоть до наказания за плохие поступки.
Во втором случае имеем дело с усвоенными ребенком правилами нравственного поведения. Ребенок выполняет сознательно нормы общественного бытия.
Обзор методической литературы по проблеме правового воспитания детей дошкольного возраста.
При составлении методических рекомендаций и примерного перспективного планирования для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по проблеме правового воспитания детей опытные педагоги рекомендуют следующую литературу: Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»; Перспективно – тематического плана по граждановедению в старшей и подготовительной группах ДОУ №200; Доронова Т. Н., Жичкина А. Е., Голубева Л. Г., Князева О. Л., Соловьёва Е. В. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада»; Юнг Р. «Прав ребёнка» (перевод с немецкого А. Лебедев); Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»; «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка» составители Соловьёва Е. В., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Стёпина Н. М. ; Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. «Ребёнок и право».
Пособие М. Новицкой, направлено на формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.
Пособие «Защита прав и достоинств маленького ребёнка» знакомит с основными положениями Конвенции о правах ребёнка и содействию их реализации. В нём рассматриваются права и обязанности родителей по отношению к ребёнку и соблюдение прав детей по охране здоровья, образования, защиты и помощи в системе дошкольного образования.
В книге Р. Юнга «Права ребёнка» основные международные документы Конвенции о правах ребёнка представлены в пересказе для понимания детей среднего и старшего школьного возраста. В ней объясняются такие понятия, как права и обязанности; кто такие объединённые нации; что такое «казённый язык» и раскрывается сорок пять статей по правам ребёнка. Всё содержание доступно для понимания детей старшего дошкольного возраста.
В книге Е. Шабельник и Е. Каширцевой «Ваши права» Всеобщая декларация прав человека представлена яркими иллюстрациями со знакомыми сюжетами для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с адаптированным официальным текстом Всеобщей декларации прав человека для понимания детей.
В пособии «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка» представлен материал, основанный на практическом опыте авторов по ознакомлению дошкольников с правами ребёнка. В пособии подробно расписаны конспекты занятий, разработанные на основе соответствующих статей Конвенции; игровые задания, совместные с родителями мероприятия, работа в не занятий, работа с кадрами и родителями. В приложениях дан материал для консультаций педагогов и родителей, анализ комплексных анкет, сценарии совместных с родителями мероприятий и рисунки для альбома: «Ребёнок имеет право».
Методическое пособие М. Ковардаковой, Н. Майданкиной «Ребёнок и право» содержит программу и методические рекомендации по приобщению дошкольников к правовым ценностям демократического общества. В пособии предлагается словарь по 5 правовой тематике для работы с детьми и серия адаптированных к психолого-возрастным особенностям дошкольников список книг, в содержании которых подчёркнуты нравственно-правовые аспекты.