Сучкова Лилия
Рекомендации воспитателям по использованию лексико-грамматических тем в старших и подготовительных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации воспитателям
по использованию лексико-грамматических тем
в старших и подготовительных группах
Тема: «Овощи».
Словарь: огород, грядки, вкус, поливать, полезны, витамины, вредители-гусеницы, жуки, урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать, зрелый, незрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный.
Грамматика:
1. Образование существительного множественного числа (огурец – огурцы).
Публикация «Рекомендации воспитателям по использованию лексико-грамматических тем в старших и подготовительных группах» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).
3. Образование родительного падежа существительных.
Тема: «Фрукты. Сад».
Словарь: яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать.
Грамматика:
1. Образование множественного числа имен существительных (яблоко-яблоки).
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко-яблочко).
3. Употребление родительного падежа имен существительных единственного падежа (яблоко - яблока).
Тема: «Деревья».
Словарь: ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща. Грамматика:
1. Упражнения в образовании прилагательных (дуб – дубовый).
2. Упражнения в употреблении родительного падежа имен существительных (лист слетел с осины).
Тема: «Грибы».
Словарь: белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный,
несъедобный, ядовитый, полезный, пластинчатый, сушить, варить, жарить, консервировать, лукошко.
Грамматика: согласование существительных с прилагательным.
Связная речь: описание грибов.
Тема: «Золотая осень».
Словарь: прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый, пожухли.
Грамматика: согласование существительных с прилагательным.
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.
Тема: «Перелетные птицы»
Словарь: перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, ласточки, во-доплавающие птицы; оперение, насекомые, юг, зимующие птицы, перелет, клин, косяк. Грамматика:
1. Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Тема: «Наше тело. Предметы гигиены».
Словарь: части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать; полный, толстый, худой, карие, волнистые, волосы. Грамматика: использование винительного и творительного падежей имен существитель-ных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.)
Связная речь: описание человека.
Тема: «Посуда. Труд повара».
Словарь: посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки, ножи, блюдца; чаш-ки, чайник; кухонная – кастрюли, сковородки, стеклянная, деревянная, железная, глиня-ная.
Грамматика:
1. Образование творительного падежа имен существительных. (Ест ложкой. Режет но-жом);
2. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое.
3. Подбор антонимов (горячий – холодный).
Тема: «Продукты питания».
Словарь: молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт, мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики; пирожные, торт, печенье, шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит.
Грамматика:
1. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр – сы-рок, творог – творожок).
Тема: «Одежда. Обувь».
Словарь: виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжеты, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пласт-массовый.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных (мех-меховой).
2. Согласование существительных с местоимениями.
Тема: «Дом. Мебель».
Словарь: одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступень-ки, балкон, лоджия, этаж, мебель, электроприборы, пылесос, утюг, микроволновая печь, тостер, холодильник, торшер, бра, удобный, мягкий, деревянный, кожаный, уютная.
Грамматика:
1. Согласование существительного с прилагательным.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
3. Составление предложений с предлогами в, на, под.
Тема: «Домашние животные, детеныши».
Словарь: домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран; овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бега-ют, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня.
Грамматика:
1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кош-ка – кошечка).
2. Упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике).
Связная речь: составление описательного рассказа о домашних животных.
Тема: «Домашние птицы».
Словарь: домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие.
Грамматика:
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
2. Употребление родительного падежа имен существительных единственного и множе-ственного числа.
Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».
Тема: «Игрушки».
Словарь: пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бу-мажные, музыкальные заводные, спортивные, ломать, исправить, механические, дружно, скучно, слаженно, игрушечный.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных.
2. Согласование существительных с числительными один, два в числе и роде.
Связная речь: составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».
Тема: «Новогодний праздник».
Словарь: украшения; гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, елочный, вьюга, морозный, стеклянные, морозит, пурга, метель, морозно, Снегурочка, Дед Мороз, радостно. Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных.
2. Упражнения в употреблении предлогов на, под, около.
Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине на новогодние темы.
Тема: «Дикие животные».
Словарь: звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, запасают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку.
Грамматика:
1. Упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных.
2. Образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал).
Связная речь: составление рассказов о животных (комментированное рисование).
Тема: «Животные жарких стран».
Словарь: зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан.
Грамматика:
1. Упражнения в образовании множественного числа имен существительных (лев – львы, львята).
2. Работа с антонимами (добрый – злой).
Связная речь: составление рассказа «Путешествие в тропический лес» с опорой на игруш-ки и предметные картинки.
Тема: «Животные холодных стран».
Словарь: север, белый медведь, пингвин, Антарктида, песец, морж, олень, стройный, вет-вистые рога, неуклюжий, пушистый, лохматый, хищный, холодно, мерзлота, айсберг, ле-доколы.
Грамматика:
1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа в роди-тельном падеже.
2. Согласование имен существительных с именем прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Работа с синонимами (неуклюжий, неповоротливый и т. д.).
Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине по выбору воспитателя.
Тема: «Зимующие птицы».
Словарь: корм, кормушка, холод, голод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно. Грамматика:
1. Упражнения в употреблении предлогов на, у, в, с, около.
2. Согласование имен существительных с глаголом прошедшего времени. Связная речь: инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема: «Зима. Зимние забавы».
Словарь: зимние забавы, холод, стужа, январь, февраль, декабрь, замерзнуть, зябко, позем-ка, дуть, завывает, лепить, съезжать, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый. Грамматика:
1. Упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий).
2. Работа с антонимами (холодно – тепло).
Связная речь: составление рассказа по картине и из личного опыта «Зимние забавы».
Тема: «Почта».
Словарь: почтальон, конверт, марки, заказное письмо, газеты, журналы, телеграмма, теле-фон, телеграф, посылочный, отдел, отдел доставки, адрес, бланк, бросил, опустил, доста-вил, бандероль, вовремя, внимательно.
Грамматика:
1. Работа над родственными словами.
2. Образование относительных прилагательных.
3. Согласование имени существительного с местоимением в роде, числе и падеже.
Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Что я видел на почте?» (после экс-курсии).
Тема: «Наземный транспорт».
Словарь: экскаватор, самосвал, троллейбус, автобус, трамвай, электровоз, машинист, трак-торист, шофер, водитель, вагоновожатый, рельсы, пути, наземный, специальный, пасса-жир, быстро, удобно, вежливо, вовремя.
Грамматика:
1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа.
2. Усвоение приставочных глаголов: у-, в-, на-, с-, под-.
Связная речь: составление предложений по схемам с предлогами к, за, около, на, из-за.
Тема: «Водный, воздушный транспорт».
Словарь: самолет, вертолет, ракета, корабль, парусник, лодка, яхта, теплоход, летчик, кос-монавт, капитан, матросы, моряки, пассажиры; у самолета – крылья, кабина, фюзеляж, хвост; эскадрилья, аэропорт, аэродром; у корабля – каюта, палуба, борт, порт; погранич-ник, танкист, ракетчик.
Грамматика:
1. Образование глаголов с помощью приставок (улетел, прилетел, залетел).
2. Согласование имен существительных с числительными 1-10.
Тема: «Семья».
Словарь: взрослые, дети, поколение, помощник, март, старший, младший, пожилой, жен-ский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры.
Грамматика:
1. Употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях.
2. Образование прилагательных от наречий (нежно – нежная).
Связная речь: составление рассказа «Моя семья» (из личного опыта с опорой на свой ри-сунок).
Тема: «Больница».
Словарь: больница, поликлиника, врач, доктор, медсестра, рецепт, аптека, шприц, градус-ник, лекарство; больной, здоровый, лечить, выздоравливать, забинтовывать, шпатель, фо-нендоскоп, чуткий.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных от существительных.
2. Согласование имени существительного с местоимениями мой, моя, мое, мои.
Тема: «Дорожное движение».
Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно.
Грамматика:
2. Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал).
3. Употребление существительных с притяжательными местоимениями.
Связная речь: составление рассказа «Я – пешеход».
Тема: «Весна. Прилет птиц».
Словарь: весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче.
Грамматика:
1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.
2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).
Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что.
Тема: «Весна. Труд земледельцев».
Словарь: хлебороб, механизатор, тракторист, мельник, пекарь, комбайн, жатва, озимые, пашут, боронуют, сеют, молотят, скашивать, беречь, урожайный, полевые работы, садо-вые работы, секатор, обрезают.
Грамматика:
7. Согласование существительных и прилагательных среднего рода.
8. Употребление косвенных падежей имен существительных.
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, по опорным таблицам; пересказ текстов по выбору воспитателя.
Тема: «Космос».
Словарь: ракета, космонавт, космодром, скафандр, космический корабль, тренажер, плане-та, управлять, приземляться, стремительно, выносливый, ввысь.
Грамматика:
1. Составление простых распространенных предложений по опорным словам и вопросам.
2. Согласование слов в предложении.
Тема: «Библиотека. Сказки».
Словарь: библиотекарь, стеллажи, переплет, обложка, страницы, автор, название, писа-тель, поэт, формуляр, писать, читать, добро, зло, сказочник, устное народное творчество, волшебство, чудесные вещи.
Грамматика:
1. Употребление существительных единственного и множественного числа в винительном, родительном падежах.
Связная речь: придумать сказку о чудесных вещах.
Тема: «Родина. Родной город».
Словарь: Россия, столица, Москва, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн.
Грамматика:
1. Употребление существительных в предложном падеже.
2. Составление предложений по схеме и вопросам.
Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Я живу в посёлке (в деревне)».
Тема: «Стройка».
Словарь: строитель, маляр, каменщик, плотник, стройка, подъемный кран, бульдозер, мастерок, раствор, стружки, опилки укладывать, вставлять, настилать, ловко, слаженно, прочно, аккуратно.
Грамматика:
1. Творительный падеж имен существительных (красят кистью).
2. Согласование слов в предложении.
Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам.
Тема: «Рыбы».
Словарь: карась, щука, лещ, ерш, сом, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры.
Грамматика:
1. Образование прилагательных от существительных (аквариум – аквариумные).
2. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась – карасик, карасики).
Тема: «Цветы».
Словарь: полевые: ромашки, колокольчики, одуванчик, мак; садовые: розы, гвоздика, тюльпан, пион, нарцисс; комнатные: герань, бальзамин, бегония, аспарагус; цветут, пахнут, вянут, ухаживать, поливать, рыхлить, ароматный, яркий, цветущий.
Грамматика:
1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.
2. Работа с синонимами.
Связная речь: составление рассказа «Необыкновенный цветок» (комментированное рисование).
Тема: «Насекомые».
Словарь: кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные.
Грамматика:
1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.
2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени. Связная речь: пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.