Ольга Илюшкина
Рекомендации учителя-логопеда по проведению коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации учителя – логопеда по проведению коррекционно – развивающей деятельности.
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения:
Учитель – логопед :
Для того чтобы сформировать у ребёнка обобщающую функцию слова, необходимо научить его выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, находить общий признак предметов. Работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность. Нужно учить ребёнка сравнивать между собой предметы, находить сходства или различия предметов. Чем больше ребенок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше сравнений предметов по их свойствам, признакам он будет проводить, тем лучше будет развиваться его речемыслительная деятельность.
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда по проведению коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах
Упражнения для формирования обобщающих понятий.
1. Игра «Раз, два, три»
Цель: Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь).
Оборудование: Наборы картинок по лексическим темам (петух, волк, лошадь, комар; гусь, коза, лиса, пчела; утка, заяц, овца, кузнечик; индюк, ёж, корова, стрекоза).
Содержание: Детям раздают картинки, которые они рассматривают и называют изображённые на них предметы. Воспитатель произносит слова, имеющие обобщающее значение: «Домашние животные» («Насекомые», «Домашние птицы», «Дикие животные» или др.) Под счёт «раз, два, три» игроки быстро находят и показывают картинки, соответствующие названной категории (лошадь, коза, овца, корова). [21]
2. Игра «Найди и отложи»
Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента значения слова, пассивного словаря).
Оборудование: Набор предметов или предметных картинок по изучаемой лексической теме и 1-2 набора предметов или предметных картинок по другим лексическим темам.
Содержание: воспитатель предлагает детям найти и отложить предметы/картинки, относящиеся к одной лексической категории: «Найди и отложи только одежду (картинки, на которых изображена одежда)». Предлагается ряд предметов/картинок двух или более категорий (одежда, игрушки, мебель).
3. Игра «Лишняя картинка».
Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие умения группировать предметы без выделенного признака (развитие понятийного компонента значения слова).
Оборудование: 4 картинки (3 картинки по одной лексической теме, 1 - по другой теме).
Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть четыре картинки, назвать одну «лишнюю» (не подходящую по смыслу, объяснить свой выбор.
«Чашка лишняя, потому что это посуда, а мяч, кукла и пирамидка - это игрушки».
4. Игра «Разложи картинки на группы»
Цель: формирование обобщающих понятий.
Оборудование: Предметные картинки: Помидор, банан, груша, свекла, огурец, яблоко. Стол, кресло, кружка, чайник, стул, тарелка.
Волк, кошка, заяц, собака, лошадь, медведь. Синица, оса, снегирь, воробей, бабочка, стрекоза.
Содержание: Дети раскладывают картинки на две группы (критерий классификации не называется).
Игры, направленные на дифференциацию обобщающих понятий:
1. «Овощи - фрукты»
Цель: дифференциация обобщающих понятий «овощи» и «фрукты» Организация: Игра проводится с мячом.
Содержание: Дети должны поймать мяч, если услышат название фрукта, если овоща – уронить.
2. «Разложи по полочкам»
Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Оборудование: игрушечный шкаф и кукольная одежда.
Содержание: Логопед просит детей помочь продавцу разобрать вещи, которые кто-то перемешал. Одежда, обувь, головные уборы - всё валяется в одной куче на полу. Детей просят разложить вещи по полочкам. «Я взял шапку. Шапка - это головной убор. Я её положу на верхнюю полку»; «Я взял куртку. Куртка - это одежда, я положу её на среднюю полку»; «Я взял босоножки. Босоножки - это обувь. Я их положу на нижнюю полку» .
3. «На небе - на земле»
Цель: дифференциация понятий «животные» и «птицы»
Содержание: Дети располагают на панно карточки с изображением животных и птиц, соответственно их среде обитания. «Это стриж. Стриж - это птица. Он летает в небе»; «Это тигр. Тигр - животное. Он ходит по земле».
Упражнения для формирования слоговой структуры слова
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
• подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
• собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
• формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
• развитие временно-пространственной ориентировки;
• развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I.Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
• «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку» : Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка).
• «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т. д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
• «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
• «Поезд» ( Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
• «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
• «Найди клад» (ориентировка по схемам).
• «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
• «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце)
• «Что сначала, что потом» ( Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
• «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
• уровень гласных звуков;
• уровень слогов;
• уровень слов;
• уровень коротких предложений;
• уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над словом
• Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
• Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
• Односложные (дом, мак).
• Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
• Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
• Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
• Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
• Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
• Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
• Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
• Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
• Односложные со стечением в конце слова (зонт).
• Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
• Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов — понятия отвлеченные, запоминать эти слова, т. е. обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т. е. без опоры на реальные предметы. Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения.
1. Усвоение антонимов большой — маленький.
Примерные занятия
На столе, за которым сидят дети, воспитатель выкладывает пары однородных предметов, отличающихся только одним признаком — величиной.
Игра-инсценировка «Животных доставили в зоопарк и распределяют по вольерам».
Вот два лося — большой и маленький, два козла, два бегемота, два зайца и т. д. Дети, которым поручено «позаботиться» о данной паре зверей, должны выбрать для каждого зверя соответствующий его размерам вольер или клетку и свой выбор объяснить. Например: «Я поместил большого бегемота в вольер с большим бассейном, потому что в маленьком ему будет тесно. А маленькому бегемоту подойдет вольер с маленьким бассейном, потому что ему, наоборот, в большом будет неудобно, трудно выбираться на берег».
2. Антонимы длинный — короткий можно показать детям, используя в качестве дидактического материала наборы для игры «У кого какой хвост», «У кого какие уши» (сравниваются по длине хвосты, например, зайца и лисы, уши зайца и волка). Можно обойтись набором картинок, изображающих тех же зверей.
3. Усвоение антонимов низкий — высокий, узкий — широкий, мелкий — глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк, к пруду и т. д. Дети с помощью воспитателя сравнивают пары деревьев, кустов; заборы, дома, окна, двери; лужу и пруд и т. д.
Дополнительным дидактическим материалом для специальных занятий по усвоению этих антонимов могут быть: а) наборы строительных материалов для дома, двора, сада; б) наборы картинок, геометрических тел; в) посуда.
4. Усвоение антонимов вниз (внизу) — вверх (вверху, вперед (впереди) — назад (сзади, далеко (вдали) — близко (вблизи) также надо начать на прогулке, («кто бежит впереди, а кто сзади», «мяч летает вверх и вниз» и т. д.).
5. Усвоение антонимов — однокоренных глаголов: входить — выходить, вбегать — выбегать, въезжать — выезжать…; завязывать — развязывать, загибать — разгибать, прибегать — убегать, привозить — увозить, прилетать — улетать, приходить — уходить и т. д.
Логопедические упражнения на развитие грамматической составляющей речи
Здесь представлены упражнения для развития грамматической составляющей речи:
1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)
2. Имена прилагательные
3. Приставочные глаголы
4. Согласование прилагательных с существительными в роде (для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)
1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)
А) Множественное число. Слова расположены блоками по окончаниям и ударению, по степени усложнения. В процессе развития речи именно так их проще всего усваивать
Я называю один предмет, а ты - КОГДА таких предметов много (если скажите "много предметов", то получите много. коней, мячей, т. е. косвенный падеж) :
И обязательно даем образец: Один КОНЬ – а когда много - это. КОНИ
Лак - лаки
Телевизор – телевизоры
Телефон – телефоны
Гора – горы
Нора – норы
Стол – столы
Шкаф – шкафы
Шар – шары
Шарф – шарфы
Гриб – грибы
Пол – полы
Ковер – ковры
Двор – дворы
Нос – носы
Мост – мосты
Сон – сны
Ухо - уши
День – дни
Лоб – лбы
Пень – пни
Конь – кони
Дом – дома
Глаз – глаза
Луг – луга
Город – города
Провод – провода
Холод – холода
Окно – окна
Облако – облака
Крыло – крылья
Стул – стулья
Кол – колья
Перо – перья
Дерево - деревья
Полено – поленья
Платье – платья
Мышь – мыши
Дверь – двери
Лампа – лампы
Мама – мамы
Папа – папы
Неизменяемые: пальто, манто, колье, кенгуру, кашпо, кашне, какаду, шимпанзе, …
2. Родительный падеж множественного числа существительного:
Нет чего? – Стульев или Много чего? - Стульев.
Творительный падеж
Что чем делают?
пилят Пилой
забивают Молотком
рубят Топором
режут Ножницами
шьют Иголкой
пишут Ручкой
рисуют Карандашами
подметают Метлой
копают Лопатой
и т. д.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Иногда дети предпочитают в жизни пользоваться уменьшительными словами. ( Если родители говорят: «Покажи, где носик?», то и ребенок усвоит первой именно эту форму). В таком случае это упражнение поможет ему подобрать первоначальную форму слова.
Слова расположены блоками в зависимости от тех суффиксов, которые используются для образования слова. Слова лучше давать именно блоками, так проще придумывать новые слова – по аналогии.
Представь, что у тебя есть волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие. Я тебе называю большой предмет, а ты – РРАЗ! – и делаешь из него маленький.
Большой стол, а маленький – столик, Дом – домик,
Карандаш – карандашик,
Нос – носик,
Час – часик,
Хвост – хвостик,
Куст – кустик,
Мост – мостик,
Ключ – ключик,
Шкаф – шкафчик,
Заяц – зайчик,
Мяч – мячик,
Огурец – огурчик,
Палец – пальчик,
Лиса – лисичка,
Коса – косичка,
Вода – водичка,
Сестра – сестричка,
Река – речка,
Рука – ручка,
Ночь – ночка,
Дочь – дочка,
Печь – печка, Ложка – ложечка,
Шишка – шишечка,
Гриб – грибок,
Жук – жучок,
Крюк – крючок,
Кулак – кулачок,
Каблук – каблучок,
Паук – паучок,
Червяк – червячок,
Перо – пёрышко,
Стекло – стёклышко,
Солнце - солнышко,
Пятно – пятнышко,
Бревно – бревнышко,
Дно – донышко,
Утюг – утюжок,
Друг – дружок,
Пирог – пирожок,
Берег – бережок,
Сапог – сапожок,
Луг – лужок,
Круг – кружок,
Флаг – флажок, Снег – снежок,
Творог – творожок
Платье – платьице,
Кресло – креслице,
Зеркало – зеркальце,
Воробей – воробышек,
Хлеб – хлебушек,
И так далее.
2. Имена прилагательные
Образование прилагательных ребенок осваивает довольно поздно – в 5-6 лет. До этого он, конечно, может использовать некоторые прилагательные в речи уже несколько лет: «железный», «мамин». Но самостоятельно образовывать их – немного другой процесс.
А) Относительные прилагательные (признак предмета – из какого материала сделан предмет) :
Например: Ключ из железа – он какой? (железный).
Из железа, металла, чугуна, стали
Из бумаги, картона, пластика, пластмассы, целлофана,
Из резины, акрила, синтетики, шерсти, шелка, драпа, кашемира, кружева,
Из стекла, фарфора, фаянса, хрусталя, золота, бриллиантов,
Из чего сделана посуда. (Совместите изучение темы «Посуда» с изучением образования прилагательных.
Кастрюля из стекла – стеклянная
Из металла – металлическая
Из дерева – деревянная
Из пластмассы – пластмассовая
Из пластмассы – пластмассовая
Из фарфора – фарфоровая
Из глины – глиняная
Из керамики – керамическая
Из хрусталя – хрустальная
Роща, лист
из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,
Сок
Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще сделать сок?
Можно начать изучение образования относительных прилагательных в супермаркете, стоя с ребенком перед полками с соком. «На коробке нарисованы яблоки, значит, там какой сок?»
Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.
Сок из ананаса – ананасовый
апельсиновый
яблочный
абрикосовый
сливовый
лимонный
банановый
малиновый
Начинка, Наливка
ананасовая
апельсиновая
сливовая
лимонная
гранатовая
3. Притяжательные прилагательные (кому это принадлежит, чей) :
Чей хвост?
Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» малыш образует слово «зайкиный»)
Хвост зайца – заячий,
Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,
Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный (чей? А если из кого, то тигровый,
Медвежий, верблюжий, стерляжий,
Предмет чей? Мамин, папин, бабушкин, дедушкин, дядин, тетин, Васин, Петин…
4. Приставочные глаголы
Мальчик в дом (входит);
из дома (выходит);
к дому (подходит);
от дома (отходит);
вокруг дома (обходит);
через дорогу (переходит).
5. Согласование прилагательных с существительными в роде
(для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)
Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький)
Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький)
Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький)
Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький)
Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький)
Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький)
Боров – свинья – поросёнок (маленький – маленькая – малюсенький)