Перисаева Алина
Рекомендации руководителю ДОО по проведению контроля
▼ Скачать + Заказать документы
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников до-школьного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ можно условно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.
Публикация «Рекомендации руководителю ДОО по проведению контроля» размещена в разделах
Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста, потребности и запросы родителей о видах и качестве образовательных услуг; социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих дошкольные учреждения, и т. д.).
Осуществление внешнего контроля за социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.
Внутренний контроль включает в себя :
• Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности.
• Контроль образовательного процесса.
Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
• заведующей важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ; контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;
• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;
• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;
• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.
Алгоритм организации контроля
Любой контроль организуется и проводится в определенной последовательности. В практической деятельности можно использовать следующий алгоритм контроля : цель контроля — объект контроля — разработка плана контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций — проверка исполнения рекомендаций.
Изучение конечных результатов педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:
1) сбор информации — с помощью воспитателей, воспитанников, а также других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;
2) изучение документации;
3) обработка полученной информации;
4) заполнение листов опроса;
5) обсуждение на педагогическом консилиуме полученных данных, их анализ и интерпретация;
6) утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса;
7) закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;
8) разработка рекомендаций.
Чтобы охватить контролем все аспекты работы дошкольного учреждения, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками, выделить круг вопросов, которые контролирует только заведующий, и вопросы, контролируемые старшим воспитателем или заместителем заведующей по учебно- воспитательной работе И др.
При этом следует исходить из их должностных обязанностей, определенных квалификационными характеристиками, положением о дошкольном учреждении, уставом данного ДОУ, а также из конкретных условий.
Заведующая контролирует :
• работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);
• выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;
• проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
• качество знаний, умений и навыков у детей;
• выполнение решений педагогического совета;
• сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
• ведение документации всеми воспитателями и администрацией;
• организацию и осуществление работы с родителями;
• финансово-хозяйственную деятельность;
• выборочный контроль за работой воспитателей.
Старший воспитатель контролирует :
• состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;
• выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
• календарные планы и документацию педагогов;
• наличие и хранение детских работ;
• работу педагогов по повышению квалификации.
Виды контроля
В управлении дошкольным учреждением традиционно выделяются следующие виды контроля : тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль.
Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Кроме того, целью тематической проверки является изучение выполнения программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный.
Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени: квартал, полугодие, год. Итоговый тематический контроль планируется в следующих случаях:
• за квартал: для оценивания уровня содержания работы (воспительно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной задачи;
• за полугодие: если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;
• за учебный год для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.
При проведений контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:
• усвоение детьми образовательных программ;
• условия, созданные для педагогической деятельности;
• уровень педагогического мастерства педагогов.
Другая разновидность тематического контроля — персональный, который планируется при следующих условиях.
Во-первых, с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства.
Во-вторых, с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля о намеченном посещении группы воспитателя предупреждают заранее.
Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом.
Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый.
Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителями (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления.
Текущий контроль проводится, чтобы получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.
Итоговый контроль планируется в следующих случаях:
• при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации;
• при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).
В процессе фронтального контроля изучаются : нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.
Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.
Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка; профилактика возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.
Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам, а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы).
Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Экспресс-диагностика предполагает социологические исследования (анкетирование, тестирование и т. п.) по выявлению уровня педагоги-ческого мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.
Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или эпизодический) контроль. В содержание педагогического анализа выборочного (эпизодического) контроля может входить состояние работы по разделам программы, не рассматривающимся годовыми задачами, а также решение отдельных (частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой задачи.
Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.
Сравнительный контроль и его виды проводятся с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.
Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимопосещения) является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.