Марина Гуторина
Рекомендации родителям для использования дидактических игр и упражнений дома
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! У детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование) : дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Рекомендации родителям для использования дидактических игр и упражнений дома» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования, с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику и т. д. необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у тебя — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Один – много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.
Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».
Лексический материал:
Казак, урожай, колосок, река, порт, парк, вокзал, дом, магазин, житель, горожанин.
Игра «Кому что дадим?»
Цель: закрепление формы дательного падежа существительных
Оборудование: картинки с животными и изображением корма (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).
Ход игры: дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей картинки животного, проговаривая морковь дадим кролику, орехи – белке и т. д.
Игра «Самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находится вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями (можно как в единственном, так и во множественном числе)
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей. Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ; Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .
Игра «Где что растет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа.
Ход игры: картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Ход игры: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.
Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко, «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).