Антонина Чиркова
Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов
Рекомендации.
Семьям билингвов необходимо обратить внимание на развитие таких сторон устной речи детей как: грамматического строя речи, словарь и навык словообразования, связная речь.
Различные речевые игры позволяют в занимательной форме отрабатывать многие навыки для развития различных сторон устной речи.
Цели и виды работы:
1. Отрабатывать понимание пространственного значения предлогов.
Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке, где висит картина? (Картина висит на стене).
2. Отрабатывать навык образования существительных мн. числа в И. и Р. падежах;
Публикация «Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игра «Один- много», «Чего, кого не стало?».
3. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно).
4. Учить ребенка правильно отвечать на вопрос, какой по материалу, а также образовывать относительные прилагательные.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, подумать и сказать, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева (деревянный).
Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная) и пр. Все непонятные ребенку слова объясняются и проговариваются несколько раз.
Когда образование основных относительных прилагательных усвоено, можно поиграть с ребенком в игру со счетным материалом. Задача- подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы ребенок полнее усвоил его лексическое значение.
Что бывает стеклянное? деревянное? металлическое? пластмассовое? кожаное? и пр.
Необходимо подбирать по 5—6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.
5. Расширение, уточнение и активизация предметного и глагольного словаря ребенка.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку, назвать все изображенные объекты и подумать: Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает?
После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Вопрос будет звучать так: Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать?
6. Учить ребенка отвечать на вопрос 4-словным предложением, составленным без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных слов по схеме.
Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на схему и считать по ней количество слов при составлении предложений. Затем четко, медленно задает вопросы:
Кому бабушка вяжет носки? (Ответ: Бабушка вяжет носки внучке.)
Кому девочка пишет письмо? (Здесь и далее ответы придумывает ребенок, а взрослый помогает, подсказывая различные варианты, только при необходимости).
Список литературы:
1. Аврорин В. А. Роль родного и русского языков в культурном подъеме народов севера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXXII. Вып. 6. - М., 1973, с. 503-512.
2. Багироков X. 3. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков): Монография. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. с. 81
4. Бертагаев Т. А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления / Т. А. Бертагаев // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М., 1982
5. Билингвизм в теории и практике / Под ред. З. У. Блягоза. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2004.
6. Блумфилд Л. Язык // М. : издат. «Прогресс»1968
7. Богородицкий В. А. Очерки по языковедению и русскому языку. Серия "Лингвистическое наследие XX века". Изд. 5, 2004.
8. Бодуэн де Куртене М А. Введение в языкознание. Избранные труды по общему языкознанию. - М., 1963.
9. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. 6, М: Прогресс,1972. - С. 25-60.
10. Верещагин Е. М Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М. : Изд-во МГУ, 1969.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В., М., Просвещение, 1973. С. 66.
12. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. – В кн. : Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935. – С. 53-72
13. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.
14. Имедадзе Н. В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1984. – с. 235-239
15. Косьмина М. А. Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма / / Хабаровск, 2007.
16. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 3-е, стереотипное. - М. : КомКнига, 2005.
17. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М. : "Просвещение", 1975. - 176с.
18. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. ; Под ред. В. В. Богословского и др. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. - 383с.
19. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944с.
20. Понятийно - терминологический словарь логопеда / / Под ред. В. И. Селиверстова. - Изд. «Академический проект», 2004.
21. Раку Ж. П. Психогенезис речи в смешанных коммуникативных средах // Монография. Кишинёв, КГПУ, 2008.
22. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М. : Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.
23. Словарь. Психология. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М., 1990.
24. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т. 3 (п-р, Государственное издательство иностранных и национальных словарей М. : 1959, - 991с.
25. Супрун Л Е. Лекции по языкознанию. - Минск, 1971.
26. Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т. В. Жеребило. 2011. - 197с.
27. Хаскельберг М Г. Билингвизм / / М., 2006.
28 Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М. : Просвещение, 1960. - 348с.
29. Ярцева В. Н. Развитие национального литературного английского языка. М. Наука. 1969г.