Получи документы

Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов

Антонина Чиркова
Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов

Рекомендации.

Семьям билингвов необходимо обратить внимание на развитие таких сторон устной речи детей как: грамматического строя речи, словарь и навык словообразования, связная речь.

Различные речевые игры позволяют в занимательной форме отрабатывать многие навыки для развития различных сторон устной речи.

Цели и виды работы:

1. Отрабатывать понимание пространственного значения предлогов.

Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке, где висит картина? (Картина висит на стене).

2. Отрабатывать навык образования существительных мн. числа в И. и Р. падежах;

Публикация «Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов» размещена в разделах

Игра «Один- много», «Чего, кого не стало?».

3. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно).

4. Учить ребенка правильно отвечать на вопрос, какой по материалу, а также образовывать относительные прилагательные.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, подумать и сказать, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева (деревянный).

Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная) и пр. Все непонятные ребенку слова объясняются и проговариваются несколько раз.

Когда образование основных относительных прилагательных усвоено, можно поиграть с ребенком в игру со счетным материалом. Задача- подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы ребенок полнее усвоил его лексическое значение.

Что бывает стеклянное? деревянное? металлическое? пластмассовое? кожаное? и пр.

Необходимо подбирать по 5—6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.

5. Расширение, уточнение и активизация предметного и глагольного словаря ребенка.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку, назвать все изображенные объекты и подумать: Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает?

После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Вопрос будет звучать так: Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать?

6. Учить ребенка отвечать на вопрос 4-словным предложением, составленным без наглядной опоры с включением существительного в дательном падеже; учить контролировать количество названных слов по схеме.

Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на схему и считать по ней количество слов при составлении предложений. Затем четко, медленно задает вопросы:

Кому бабушка вяжет носки? (Ответ: Бабушка вяжет носки внучке.)

Кому девочка пишет письмо? (Здесь и далее ответы придумывает ребенок, а взрослый помогает, подсказывая различные варианты, только при необходимости).

Список литературы:

1. Аврорин В. А. Роль родного и русского языков в культурном подъеме народов севера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXXII. Вып. 6. - М., 1973, с. 503-512.

2. Багироков X. 3. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков): Монография. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. с. 81

4. Бертагаев Т. А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления / Т. А. Бертагаев // Проблемы двуязычия и многоязычия. – М., 1982

5. Билингвизм в теории и практике / Под ред. З. У. Блягоза. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2004.

6. Блумфилд Л. Язык // М. : издат. «Прогресс»1968

7. Богородицкий В. А. Очерки по языковедению и русскому языку. Серия "Лингвистическое наследие XX века". Изд. 5, 2004.

8. Бодуэн де Куртене М А. Введение в языкознание. Избранные труды по общему языкознанию. - М., 1963.

9. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. 6, М: Прогресс,1972. - С. 25-60.

10. Верещагин Е. М Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М. : Изд-во МГУ, 1969.

11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В., М., Просвещение, 1973. С. 66.

12. Выготский Л. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. – В кн. : Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935. – С. 53-72

13. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998.

14. Имедадзе Н. В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1984. – с. 235-239

15. Косьмина М. А. Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма / / Хабаровск, 2007.

16. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. Изд. 3-е, стереотипное. - М. : КомКнига, 2005.

17. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М. : "Просвещение", 1975. - 176с.

18. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. ; Под ред. В. В. Богословского и др. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. - 383с.

19. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944с.

20. Понятийно - терминологический словарь логопеда / / Под ред. В. И. Селиверстова. - Изд. «Академический проект», 2004.

21. Раку Ж. П. Психогенезис речи в смешанных коммуникативных средах // Монография. Кишинёв, КГПУ, 2008.

22. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М. : Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.

23. Словарь. Психология. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М., 1990.

24. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т. 3 (п-р, Государственное издательство иностранных и национальных словарей М. : 1959, - 991с.

25. Супрун Л Е. Лекции по языкознанию. - Минск, 1971.

26. Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т. В. Жеребило. 2011. - 197с.

27. Хаскельберг М Г. Билингвизм / / М., 2006.

28 Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М. : Просвещение, 1960. - 348с.

29. Ярцева В. Н. Развитие национального литературного английского языка. М. Наука. 1969г.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика»Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика» Опыт работы Инновационной образовательной технологии (проблемный метод обучения) • Образовательная деятельность по познавательно- речевому.

Фразовый конструктор как средство обучения русскому языку детей-билингвов, обучающихся в детском садуФразовый конструктор как средство обучения русскому языку детей-билингвов, обучающихся в детском саду В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все.

Фотоотчёт о занятии «Летите, наши бабочки» для детей-билингвовФотоотчёт о занятии «Летите, наши бабочки» для детей-билингвов На дворе еще весна, а у нас уже порхают первые бабочки! Предлагаем вашему вниманию фотоотчёт о занятии по рукоделию "Летите, наши бабочки!",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 20:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по речевому развитию детей-билингвов» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Чиркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД