Светлана Баландеу
Рекомендации по развитию грамматического строя речи для родителей детей с ОНР
Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли.
Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.
Публикация «Рекомендации по развитию грамматического строя речи для родителей детей с ОНР» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР является развитие грамматического строя речи. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Причины грамматических ошибок у детей определяются различными факторами.
1. Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка
2. Состояние речевого аппарата и уровень развития фонетического
восприятия речи
3. Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём
словаря
4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды
5. Недостаточное внимание к детской речи
На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.
1. Трудности при преобразовании единственного числа
существительных во множественное число (окно- окны,
дерево- деверьев).
2. Употребление имён существительных в родительном падеже
множественного числа существительных (ягодов, медведев,
лисов).
3. Использование предложно - падежных форм существительных
(нет ножков, книга а столе, листя падают из деревьев, мечтает
от мишки).
4. Неправильное согласование прилагательных с существительными
в роде, числе, падеже (красная платья, сини шарф, синия
полотенца).
5. Трудности при согласовании числительных с существительными
(две яблоки, пять ухов, пять ручков).
6. Ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены)
7. Трудности при образовании приставочных глаголов (дети
старшей группы вообще не умеют образовывать приставочные
глаголы)
8. Сложности при образовании относительных, притяжательных
прилагательных (рисовная каша, стол на кухне; лисин хвост,
уши зайца).
Чтобы восполнить пробелы в развитии грамматического строя речи, развить потребность к добыванию новых знаний об окружающем мире, любознательность, внимание к смысловой, содержательной и лексико- синтаксической организации речевого высказывания, эта группа детей нуждается в специальных условиях развития и обучения. Поэтому я использую в работе различные таблицы, схемы, модели, символы, образцы, помогающие детям осваивать алгоритм познавательных действий и речевых высказываний. Включаю в занятия проблемно - игровые моменты
Благодаря динамичности, эмоциональности проведения игр, игровых упражнений, заинтересованности детей создаются условия для развития практики речевого общения.
Я разработала систему эффективных коррекционных методов и приемов по преодолению нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Эта система представлена в виде перспективного плана на учебный год, который охватывает три периода обучения. Задания и дидактические игры по развитию грамматических средств языка в нем распределены по лексическим темам.
Игры для формирования словаря
и грамматического строя речи.
1. «Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребё нок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
3. «Гном – малютка». Вы говорите ребё нку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
4. «Кто подберёт больше слов» - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:
– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т. д.)
– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т. д.)
За каждый удачный ответ выдается фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов.
5. Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т. д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т. д.)
6. «Перестановка» - все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать, где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке - в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т. д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
7. «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
8. «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т. д.
9. «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
10. «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т. д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.