Папки-передвижки

Рекомендации по развитию диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности

Ирина Черепанова
Рекомендации по развитию диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Для совершенствования связной речи важно проводить такие игры, в которых ребенок должен будет что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры, убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать им. Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них ("Как бы это сделал ты?", "Как можно помочь?" и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении каких-либо игровых моментов, дети должны давать развёрнутыe ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

Темочки:

Рекомендуется продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Организовывать игры, где развивается умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

У детей продолжает развиваться речь : ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал, определение своей роли в игре от ее начала и до конца.

При подборе материала для дидактической игры рекомендуется предусмотреть его использование и в последующей деятельности (на занятии). Например, в игре "Магазин" продаются не одни игрушки, а спортивный инвентарь: мячи, ракетки, воланы, судейский свисток, скакалки, вожжи и др. Купив такие предметы, дети смогут воспользоваться ими на занятии по развитию речи при составлении рассказа.

У старших дошкольников необходимо продолжать формировать речевую активность, учить помогать младшим товарищам в объяснении правил игры.

В подготовительной к школе группе рекомендуется использовать игры, в которых ребенок учится связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Эти игры также развивают математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержку. На данном этапе в руководстве игрой происходят определенные изменения: роль ведущего в большинстве случаев рекомендуется поручать кому-либо из детей.

Вне занятий они самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров. Воспитатель наблюдает за играющими и при необходимости должен выступать в качестве советчика.

В подготовительной к школе группе также необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности : с творческими играми, трудом, самостоятельной художественной деятельностью. Установлено, что дидактическая игра - одно из средств создания игрового замысла, образа в творческой игре.

На данном возрастном этапе дидактическая игра шире используется как средство формирования навыков общения, закрепления знаний о нормах и правилах поведения, воспитания интереса к явлениям общественной жизни.

Особое внимание нужно уделяется развитию разговорных навыков в процессе игровой деятельности. Развитие навыков разговорной речи в игре состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Педагогу следует уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами и подсказками побуждать ребёнка к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка во время игры нужно относиться бережно, поддерживать его.

В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов).

Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.

Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1-2 минуты в день); 3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки.

В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний, воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия.

Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д., во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3-4 минуты).

Таким образом, в работе со старшими дошкольниками воспитатель активно руководит дидактической игрой на всех ее этапах.

Публикации по теме:

Обучение диалогической речи в процессе рассматривание картин Задача педагога-учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять.

Использование мнемотехнических приемов в процессе руководства игровой деятельности дошкольниковИспользование мнемотехнических приемов в процессе руководства игровой деятельности дошкольников Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи,.

Коррекция диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе познавательной деятельности Одним из основных направлений работы дошкольной образовательной организации является формирование у детей диалогической речи как способности.

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе игр парного взаимодействия Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия.

Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников» Значение речи в жизни человека сложно переоценить. И очень горько, когда замечаешь у детей большие сложности с овладением ею. Напомним,.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности Данная статья посвящена проблеме развития речи, которая определяет прежде всего уникальную роль в становлении личности ребенка раннего дошкольного.

Рекомендации воспитателям по развитию игровой деятельности в младшей группе Игра в жизни дошкольника Рекомендации воспитателям по развитию игровой деятельности Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым.

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения Статья на тему: Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения Общение — это не просто безразличное восприятие.

Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности Статья: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сикачева Елена Викторовна Тема моей статьи.

ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольниковТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников Без сомнения театрализация является наиболее действенным методом обучения. И вы знаете, что намного проще подготовить обычное развлечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по развитию диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 14:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по развитию диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Черепанова (УИ 363762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД