Ирина Черепанова
Рекомендации по развитию диалогической речи дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Для совершенствования связной речи важно проводить такие игры, в которых ребенок должен будет что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры, убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать им. Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них ("Как бы это сделал ты?", "Как можно помочь?" и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении каких-либо игровых моментов, дети должны давать развёрнутыe ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Рекомендуется продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Организовывать игры, где развивается умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
У детей продолжает развиваться речь : ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал, определение своей роли в игре от ее начала и до конца.
При подборе материала для дидактической игры рекомендуется предусмотреть его использование и в последующей деятельности (на занятии). Например, в игре "Магазин" продаются не одни игрушки, а спортивный инвентарь: мячи, ракетки, воланы, судейский свисток, скакалки, вожжи и др. Купив такие предметы, дети смогут воспользоваться ими на занятии по развитию речи при составлении рассказа.
У старших дошкольников необходимо продолжать формировать речевую активность, учить помогать младшим товарищам в объяснении правил игры.
В подготовительной к школе группе рекомендуется использовать игры, в которых ребенок учится связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Эти игры также развивают математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержку. На данном этапе в руководстве игрой происходят определенные изменения: роль ведущего в большинстве случаев рекомендуется поручать кому-либо из детей.
Вне занятий они самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров. Воспитатель наблюдает за играющими и при необходимости должен выступать в качестве советчика.
В подготовительной к школе группе также необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности : с творческими играми, трудом, самостоятельной художественной деятельностью. Установлено, что дидактическая игра - одно из средств создания игрового замысла, образа в творческой игре.
На данном возрастном этапе дидактическая игра шире используется как средство формирования навыков общения, закрепления знаний о нормах и правилах поведения, воспитания интереса к явлениям общественной жизни.
Особое внимание нужно уделяется развитию разговорных навыков в процессе игровой деятельности. Развитие навыков разговорной речи в игре состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Педагогу следует уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами и подсказками побуждать ребёнка к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка во время игры нужно относиться бережно, поддерживать его.
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде» (И. П. Павлов).
Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член.
Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1-2 минуты в день); 3) говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки.
В общении с детьми от года до полутора лет взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний, воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия.
Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д., во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3-4 минуты).
Таким образом, в работе со старшими дошкольниками воспитатель активно руководит дидактической игрой на всех ее этапах.