Алена Балыкова
Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение речи в жизни человека сложно переоценить. И очень горько, когда замечаешь у детей большие сложности с овладением ею. Напомним, что речь делится на письменную и устную, которая в свою очередь на монологическую и диалогическую. Освоение последней из указанных – одна из задач развития ребенка в дошкольном возрасте. В норме овладение диалоговой речью происходит постепенно без использования специальных средств в процессе простого общения. Но некоторые дети испытывают сложности в выражении своих мыслей, построении фраз. В итоге они вообще начинают избегать диалогов. В помощь таким детям я успешно применяю трехступенчатую систему развития диалогической речи.
Публикация «Консультация „Развитие диалогической речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Первая ступень призвана снять страх перед речевыми актами, породить у ребенка уверенность в своих силах, и подготовить базу для дальнейшего развития диалоговой речи.
Здесь используются дидактические игры, целью которых для ребенка является односложный ответ на поставленный вопрос. Любимая игра моих воспитанников «Смешной ответ».
На столе выкладываются предметные карточки разной тематики рубашкой вверх. Задача ведущего (воспитателя) задавать любой вопрос, на который можно ответить одним словом – предметом. Задача ребенка – выбирать одну карточку и отвечать на поставленный вопрос с ее помощью. Например, воспитатель спрашивает: «Что у тебя на голове?» Ребенок выбирает карточку с изображением курицы. «Курица» - отвечает он.
Впоследствии воспитатель и ребенок меняются ролями, и уже ребенок задает вопрос, а воспитатель выбирает карточку для ответа.
Цель второй ступени – актуализировать в речи вопрос-ответные формы построения диалога.
На данном этапе мы используем следующие игры.
«Расскажи сказку»
Берется сюжетная картинка по хорошо известной ребенку сказке (например, Колобок) Для уточнения содержания сказки сначала задаются простые вопросы «кто? Что? Зачем?» Далее ребенку присваивается определенная роль, и задаются вопросы ему как персонажу сказки, например, колобку. Зачем ты покатился по дорожке? Кого ты встретил первым? От односложных ответов следует плавно переходить к ответам полным предложением. После освоения данного варианта игры, необходимо произвести смену ведущего: уже ребенок должен задавать вопросы воспитателю как носителю роли.
«Что случилось?»
Более сложный вариант описанной выше игры. В качестве материала используется незнакомая ребенку сюжетная картинка. Форма работы остается прежней. В качестве игрового момента можно использовать роль «сыщика, следователя».
Цель третьей ступени – стимулировать диалогическую речь в условиях, приближенных к реальным.
Здесь мы рекомендуем использовать театрализации. Разумеется, использование театрализаций следует начинать не с обыгрывания случайных сцен, а с небольших этюдов, близких ребенку. Например, покажи, как кошка умывается. Затем подобные простые действия следует предварять простым сопроводительным предложением: «Я умываюсь, потому что пила молочко». В дальнейшем воспитатель стимулирует диалог, задавая вопросы. Например, «Кто налил тебе молочка?» Когда ребенок легко начинает справляться с подобным заданием, можно усложнять этюды, или переходить к обыгрыванию знакомых детям сюжетов.
Детям проще обыгрывать сказочные сюжеты, поэтому начать можно с того же колобка. Но не стоит зацикливаться на театрализациях сказок, нужно стремиться к актуализации диалогов в обыденной жизни, поэтому следует переходить к разыгрыванию сцен из жизни. Сначала простых и знакомых ребенку. «Покажи, как ты приходишь в детский сад». Затем более сложных, обогащающих жизненный опыт детей. Например, «Представь, что ты потерялся в магазине. А я буду продавцом».
Предложенная нами модель развития диалоговой речи отличается следующими чертами:
Во-первых, это опора на наглядность и хорошо знакомый детям материал.
Во-вторых, это вопрос-ответные формы построения диалога.
В-третьих, обыгрывание сюжетов.
Таким образом помимо главной цели – развития речи – происходит развитие и других сторон личности дошкольника.